5 марта 2024 Важно
1295

Чем обернулось хулиганство: кем стали яркие пензенские рокеры

Представители андеграунда рассказали о своем творческом пути.


Фото: РИА ПензаСМИ, личный архив А. Артемова, личный архив Д. Котыкова, личный архив А. Ивановой, личный архив С. Скорлякова.

Большинство рок-музыкантов отложило в сторону электрогитары, но этот опыт оставил в их жизни неизгладимый след. Корреспондент РИА «ПензаСМИ» пообщался с такими людьми. Побеседовали о творчестве, прошлом и настоящем звезд местного андеграунда. А также о том, чего больше в такой музыке – созидания или разрушения.

«ДОБЫВАЕШЬ СВОБОДУ – НАУЧИСЬ ЕЮ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ»

Одной из групп, что задавала моду в пензенском рок-движении в 80-е годы, была «Глупая девушка». Ее гитарист, а ныне психолог Алексей Артемов, рассказал, что понятие «рок-музыка» воспринималось раньше иначе.

Он считает, что в русской адаптации «рок» являлся откровением, безжалостной правдой, обнажением нерва подавляемых переживаний. Эта музыка пробуждала, будоражила, учила честности. Имела ярко выраженную ритмичность и контрастные звуковые оттенки. Одинаково мудро выражала как рай, так и ад человека. В ней сочеталась магическая простота и сила символического самовыражения. В роке искали «философский камень».

«Ничего не предвещало, что стану музыкантом. До 14 лет увлекался дзюдо. А в классе ребята уже играли на гитарах, захотелось попробовать. С одноклассником Андреем Черкашиным решили создать группу. Слушали очень много всего: The Beatles, Pink Floyd, Pink Floyd, The Doors, Joy Division, «Аквариум», «Зоопарк», – пояснил он.

В 1988 году сложился состав, появилось название группы. Стали репетировать, выезжать на фестивали. Жили на контрасте с формализмом и однообразием общественного уклада.

«Запомнилась поездка в Питер в 1991-м году. Жили в легендарной квартире на Пушкинской, 10. Там была Мекка талантливых творческих людей. Поездка стала неким посвящением – увидел известных рок-музыкантов. Но после этого группа прожила год», – рассказал Алексей Артемов.

Он пояснил, что воспринимал рок в те годы как аналог духовно-интеллектуального становления.

«Попсовые песни в основном про бытовые и гендерные отношения, образно говоря, это – «горизонталь». А рок – это «вертикаль». Многие рокеры годами жили без рубля за душой, но были заряжены творчеством. Это была аскеза. Сейчас многое изменилось в коммерческую и конъюнктурную сторону», – считает Алексей Артемов.

Впрочем, и в 1980-е годы у этого направления была своя темная сторона. Было много депрессивного и разрушительного.

«С помощью рока мы добывали себе свободу, но многие не знали, что с ней делать. Нередко уходили в алкоголь, наркотики. Я понял, что меня такая атмосфера разрушает, и стал дистанцироваться. Позднее понял, что «рок» всегда присутствует там, где есть проявление Духа, искренности. С музыкой до конца не расстался. Планирую иногда показывать материал, который накопился», – пояснил он.

«ПРОСТО ТАК ОТ РОК-МУЗЫКИ НЕ УЙДЕШЬ»

Еще один яркий представитель пензенского рока – Денис Котыков, его творческий псевдоним «Дэн Издольный». Это создатель и бессменный лидер группы «Дубровскiй Бэндъ». Начинал играть в Бессоновке, откуда вышло немало талантливых групп. Сейчас живет в Великом Новгороде. Актер академического театра драмы имени Ф. М. Достоевского.

Увлечение музыкой у него началось с Высоцкого, потом были другие «учителя»: «Кино», «Сектор Газа», «Калинов Мост», «Аквариум». Переслушал много русской и зарубежной музыки: джаза, этники, фолка.

«В последнем классе школы вместо уроков автодела шли к однокласснику в баню, ставили на запись магнитофон и жарили такую панкуху, что мама не горюй. Песни писал я, они напоминали творчество «Сектора Газа». Название придумали соответственное – «Дизель-Хой». Вскоре я познакомился с Владимиром «Гулливером» Ерёминым, которого до сих пор считаю своим «музыкальным гуру». Он учил играть, просвещал», – пояснил Денис Котыков.

Впервые на сцене Пензы оказался в 1994-м году в составе дуэта «Ша-Андерграунд». Вернувшись из армии, играл в группе «Гиацинт». В 1996-м принял участие в проекте «Движение крыш» с легендарным Сергеем Барановым. В 1998-м участвовал в акустическом трио «Озеро Андерграунд». А в 2002-м году возникла группа «Дубровскiй Бэндъ», ей уже более 20 лет.

Денис Котыков уверен, что рок-музыку можно сравнить с огромным деревом, у которого много ветвей.

«Рок всегда в моём плеере. Эта музыка дала мне импульс – начал читать книги, смотреть культовые фильмы, открыл для себя джаз, классику, музеи, духовные лекции. Для меня рок – созидательное явление. Не знаю, кому было выгодно сделать из рокеров разрушителей», – недоумевает он.

Подчеркнул, что театром увлекался еще до музыки, и очень долго к этому шёл.

«Игрой в рок-звезду нужно переболеть в юности, потом это выглядит смешно. Пока не вижу новых тем для песен. Но просто так от рок-музыки не уйдёшь, тем более, если занимался ею долго. Иногда дистанционно записываем песни. Когда приезжаю Пензу, выступаем», – сказал он.

Добавил, что в театре пару его песен взяли для спектаклей. Музыкальный опыт пригодился и на новом витке судьбы.

«МУЗЫКА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ»

Бывшая солистка группы «Postлетний сезон» Анна Иванова рассказала о своей жизни и творчестве. Она трудится архитектором. Девушка поделилась, что немного музицировала и сочиняла еще в детстве. Мечтала о группе, но не было единомышленников.

«В 2007-м выступила в библиотеке, где познакомилась с музыкантом Анатолием Изаковым, который сказал, что ему понравились мои песни. Он предложил их поиграть. Наш коллектив просуществовал пять лет: репетировали и выступали при каждой возможности. В коллективе слушали разную музыку. Я отдавала предпочтение британскому року, из отечественной музыки нравился Майк Науменко, из пензенского рока люблю творчество Андрея Черкашина, группы «Тетрис», Neverland.

Она пояснила, что участие в «Postлетнем сезоне» было для нее исключительно созидательным фактом. Старалась полностью отдаваться этому делу, подходила щепетильно к написанию текстов, мелодий, не любила подводить ребят.

Когда начала петь в группе, уже имела профессию и понимала, что работать в любом случае где-то надо. Считала, что лучше посвятить жизнь полученной профессии. Кроме того, музыку как средство заработка не рассматривала. Впрочем, творческая деятельность продолжается.

«Из музыки не уходила. Когда «сезон» распался, продолжила выступать сольно. А в 2014-2017 годах занималась организацией квартирников в арт-пространстве «Сансара», – уточнила Анна Иванова.

«РОК МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНЫМ»

Одним из наиболее известных представителей пензенского рока 2000-х годов является лидер группы «ДемониадА» Сергей Скорляков. И, пожалуй, самым плодовитым в творческом плане. У него более 150 альбомов. Сочиняет тексты и музыку. Зарабатывает на жизнь столярным ремеслом. Последние 10 лет параллельно пел в хоре Владимира Каширского, но недавно уволился оттуда.

«Для меня эта музыка началась с The Rolling Stones ещё в школе. Потом был русский рок. Слушал всё подряд – от Земфиры до «Коррозии металла». Пожалуй, самое большое влияние оказала «Гражданская оборона». Ни у кого из нас не было музыкального образования. Это всегда было хобби: репетировали, записывали альбомы на любительском уровне для себя от нечего делать», – поделился Сергей Скорляков.

Рассказал о появлении проекта «ДемониадА». Группа родилась в 2000-м году как дуэт. Он писал тексты, а друг Антон Фролов – музыку.

«Мой товарищ играл на гитаре, я пел. Потом купил дешёвую гитару на птичьем рынке, потому что не всегда получалось объяснить Антону мелодию новой песни. Играть я не умел и не планировал учиться, поэтому толком не умею и сейчас», — сказал он.

Были у пензенского рокера и другие музыкальные проекты: «Мастер и Маргарита», «Мой Крест», «Небо Юсь». Группа «ДемониадА» жива. Записывает новый альбом «Точка G».

На вопрос, какое значение имеет для него рок-музыка, собеседник ответил неожиданно.

«Это просто одно из музыкальных направлений. Вот русский рок – другое дело. Это особая субкультура. Быть рок-музыкантом для меня всегда значило принадлежать к ней», – подытожил музыкант.

Зашел разговор о том, чего больше в роке — созидания или разрушения.

«Как в любом явлении, в роке есть и то, и другое. А получать от музыки созидательные или разрушительные эмоции – личное дело каждого. Все люди очень разные и по психотипам, и по социальным слоям. Поэтому однозначного ответа быть не может», — добавил он.