Пензенский аэропорт – в ожидании модернизации
Пензенцы ждут воплощения в жизнь планов по строительству нового аэровокзала.
Фото: ПензаСМИ.
Русский литературный критик Виссарион Белинский связывал будущее России с успехами цивилизации, с пробуждением в народе чувства человеческого достоинства и здравым смыслом. Эти слова далеки от ответственных лиц, в ведении которых находятся «воздушные ворота» Пензенской области. Редкий день, когда пассажиры не выкладывают гневные посты о работе пензенского аэропорта.
Особенно возмущает факт выдачи багажа из кузова грузового автомобиля. Многие сравнивают данный процесс с раздачей гуманитарного груза и в комментариях констатируют, что это «позорище» и «колхоз».
Перед приземлением в Пензе продюсер и телеведущий Сергей Бегишев рассказывал гостям о позитивных изменениях, которые произошли в регионе за последние годы. Однако состояние взлетной полосы и алгоритм получения багажа в аэропорту явно не стыкуется с нормами цивилизованного мира.
«Аэропорт им. Белинского решил превзойти и себя и великого критика в самых смелых ожиданиях, – отмечает пензенец. – Какая-то грозная тетка встает на пути путешественников с распростертыми руками. Но это не гостеприимные объятия, а сигнал, направляющий толпу к грузовику, из которого уже вовсю скидывают прямо на асфальт наши чемоданы!!! Народ, пытаясь не допустить падения своего имущества, рвется напролом к кузову, где грузчики безжалостно ворочают гору багажа. Горластая сотрудница орет и пытается призвать толпу к порядку, но тщетно. И тогда один из грузчиков кидается за руль и продергивает зачем-то вперед. Толпа на мгновение отпрянула, хватанула едкого выхлопа, и все продолжилось».
Если жители Сурского края уже привыкли к подобной картине, то приезжие снимают все это на телефон: шок-контент отменный.
«И кто-то голосом Швондера: Это ж какой-то позор..! Велеком ту Пенза! Велком капусты, видимо, а не хлебом и солью…», - резюмирует в социальных сетях Сергей Бегишев.
И вновь вспоминается классика, что всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
В прошлом году губернатор Пензенской области заявил о планах по модернизации аэропорта. Для этих целей была создана рабочая группа, состав которой утвержден распоряжением правительства №128-рП от 20 февраля 2024 года.
Олег Мельниченко справедливо заметил, что здание аэровокзала «дает первое впечатление о Пензе, о всём пензенском регионе». Комплекс объектов воздушной гавани был включен в прогнозный перечень имущества Пензенской области, разрешенного к приватизации в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов. Пензенцы с нетерпением ждут кардинальных изменений, которые по заявлению представителей власти должны решаться с помощью механизмов государственно-частного партнерства.
Пока современные тренды сферы воздушного транспорта далеки от Пензенской области, где пассажиропоток по данным 2023 года превысил 400 тыс. человек. Кроме Москвы, полёты выполняются в Санкт-Петербург, столицу Урала и в ряд городов юга, по графику, который далек от идеала удобства.
В Пензе аэровокзал был открыт еще в марте 1963 года. Сейчас он устарел технически и морально. А между тем, еще восемь лет назад была представлена архитектурная концепция на строительство объекта в рамках государственной программы «Развитие территорий, социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечение транспортных услуг в Пензенской области на 2014−2020 годы» и подпрограммы «Капитальное строительство объектов собственности Пензенской области». По задумке авторов, новый терминал должен был располагаться рядом с существующим, а пропускная способность увеличена до 200 пассажиров в час. Как и положено, были предусмотрены отдельные зоны вылета и прилета, а также обработки багажа с камерой хранения. Для удобства людей должны работать просторные помещения для ожидания, комнаты матери и ребенка, медпункт, аптека, банкомат, буфет, магазин, туалеты, а также зал для VIP-персон.
Власти рассчитывали построить аэропорт в 2018 году, но планам так и не было суждено сбыться. Через год вновь была поднята эта тема на уровне Совета Федерации, даже речь шла о приёме международных рейсов. Однако и в этот раз не удалось сдвинуть тему с «мертвой» точки. Предпринималась очередная попытка в 2021 году, которая также не привела к желаемому результату.
Удастся ли «дожать» проблему? Она влияет на имидж региона, является сдерживающим фактором совершенствования как внутреннего туризма, так и деловой активности. Согласно открытым данным, ежедневно по всему миру самолеты совершают 120 тыс. полетов и перевозят примерно 12 млн человек. Пензе наряду с пассажирскими нужны и грузовые авиационные терминалы. Эти и другие составляющие требуются для укрепления экономики и развития территорий, которые в целом направлены на долгосрочный вклад в будущее. Очевидно, что аэропорт сегодня уже не просто транспортный узел, а серьёзный бизнес, которым нужно заниматься.
«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни», - написал в своё время Виссарион Белинский, чье детство и юность прошли в небольшом уездном городке Чембаре Пензенской губернии. Наш аэропорт назван именем великого литературного критика, который высмеивал пороки чиновников, но при этом верил в русский людей и называл Россию страной будущего. Его афоризмы не потеряли актуальность в наши дни, когда модернизация воздушной гавани становится мемом и причиной насмешек, что не добавляет позитива в реальность.