6 ноября 2023 Об актуальном
4339

Российская полка. Пензенские производили не прочь воспользоваться данной преференцией

Проект закона предлагает ритейлу выделять отечественным производителям квоты для прямых продаж, а интернет-торговлю обязать в первоочередном порядке размещать определённое количество карточек с товарами российского происхождения в поисковой выдаче.


Фото: ПензаСМИ, https://t.me/sergeymorozov73.

Принятие законопроекта о «российской полке» не решит всех проблем местных производителей, но обеспечит им весомую поддержку. В этом уверены представители бизнес-сообщества Пензенской области, которые внимательно следят за дискуссиями с участием органов власти, специалистов торговли и потребителей.

Речь идёт о выделении для отечественных товаров приоритетной квоты на прилавках ритейлеров. Документ разработали депутаты Государственной Думы России при поддержке Минпромторга. Автором документа является парламентарий Татьяна Буцкая, а предложение о законодательном закреплении минимальной доли отечественной продукции в сетевых магазинах озвучил секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак еще зимой 2023 года.

Изначально предполагалось, что на так называемой «российской полке» будет находиться парфюмерия, косметика, средства гигиены и бытовая химия. Не исключено, что номенклатура будет расширена и за счёт бытовой техники, детских товаров и другой продукции непродовольственного сектора.

«Если говорить напрямую, то товары крупнейших западных брендов в категориях, обозначенных законопроектом и продаваемые в России, уже производятся на наших заводах. Зачем нам продвигать чужие бренды, когда наши могут выпускать то же самое? Российские производители наиболее готовы к расширению и наращиванию производства товаров под собственными брендами, обеспечена достойная конкуренция между ними как по цене, так и по качеству. В принципе по ним можно было бы произвести и полное замещение, но мы выбрали более мягкий путь», - отметил федеральный координатор проекта «Выбирай своё» Сергей Морозов.

По его словам, это первый революционный шаг, который позволит реально поддержать отечественных товаропроизводителей. Переход к политике протекционизма в сфере непродовольственных товаров сегодня крайне необходим. Он обусловлен готовностью производства в этих категориях, которые выбраны в качестве пилотных. На их долю приходится до 30% отечественной продукции.

В число базовых критериев отбора вошли три пункта. Товар должен быть произведён в России, а производитель выступать российским физическим или юридическим лицом, не находящимся под контролем иностранных лиц. Кроме того, торговый знак должен принадлежать гражданам России.

«Идея хорошая, но как она будет реализовываться на практике? Производителей нужно поддерживать, продвигать их товар, мотивировать покупателя приобретать наше, отечественное. Первый вопрос заключается в соотношении цена-качество, что формирует спрос. Неясно, как будет строиться товарооборот в рознице, поэтому нужно подходить к нововведению взвешенно», - считают пензенцы.

Обсуждаемые нововведения не затронут малую и среднюю розницу, которые и так поддерживают отечественных производителей, а также монобрендовые магазины.

Разработчики проекта закона уверены, что не будет просадки ни по качеству, ни по цене, так как уже выпускается продукт с применением той же самой технологии отечественного производства и с российским брендом или новый не менее качественный товар. В комплексе важен вход локальной продукции в ассортимент крупных магазинов с оборотом более 2 млрд рублей в год.

Новые нормы намерены распространить не только на стационарные продажи, но и на онлайн-торговлю. Планируется обязать маркетплейсы размещать в приоритетном порядке карточки с товарами российского происхождения в поисковой выдаче.

Рядовые жители Пензы пока мало знакомы с новеллами законопроекта, но с оптимизмом воспринимают инициативу.

«Когда-то покупали товары «Сделано в СССР», но мечтали о зарубежных марках. Как только они появились на прилавках, то мы уже смогли оценить все преимущества и недостатки импортных брендов. Да, их выгодно отличает внешний вид, но далеко не всегда качество. Постепенно они вытеснили с рынка российские аналоги. Почему бы не вернуть их на полки магазинов Пензы. Наши умеют делать хорошие вещи, которые являются достойной альтернативой китайскому ширпотребу», - высказались горожане.

По данным статистики, внутренний оборот непродовольственной розницы превышает 21 трлн рублей в год. Сейчас этот рынок преимущественно отдан иностранным компаниям.

Как сообщает Росстат, за 1-ое полугодие 2023 года прямой импорт занимает 55% потребительского рынка непродовольственных товаров. По экспертной оценке участников рынка, доля иностранных товаров непродовольственных групп превышает 70%. Следовательно, все средства, вырученные от продажи, выводятся за рубеж. При этом речь идёт преимущественно об элементарной продукции, производство которой в России не составляет трудностей. Для этого также имеется избыток внутреннего финансового капитала, который может быть направлен в эти производства при временном освобождении ниши.

«Хотелось бы покупать товары «Сделано в Пензе». Это не только непродовольственная группа, но и продукты питания. У нас много фирм, которые делают свои сыры и колбасы, есть мясные и молочные фермы, выращиваются овощи и фрукты. Все это должно быть доступно не только на рынках, но и в магазинах. Без наценок, по приемлемым ценам», - констатируют пензенские покупатели.

Позиция Минпромторга России очевидна, поскольку принцип «своей полки» не является чем-то из ряда вон выходящим. Это мировая практика стран, которые заинтересованы в развитии собственной экономики и формировании технологического суверенитета. Преференции на законодательном уровне должны способствовать процессам замещения импортных товаров и развитию собственного производства.

Читайте также – Пензенская экспозиция открыта для посетителей ВДНХ в Москве