11 ноября 2022 Экономика
534

Трансформация образовательных услуг может стать драйвером для развития экономики региона

Цифровые кадры для реального сектора экономики: в ПГУ разрабатывают модель конвергентного образования


Фото: pnzgu.ru.

В Пензенском государственном университете разрабатывают проект в области эволюции образовательных технологий и открытых платформ, где будут использованы новейшие модели и методы обучения — виртуальная и дополненная реальность, мобильное, электронное, облачное образование и многое другое.

Такой прогрессивный подход поможет вывести Пензенскую область в лидеры в области цифровизации. К тому же ученые из ПГУ предоставят рынку уникальный и универсальный продукт, который может применяться в любом регионе России. Пилотный вариант планируется запустить на базе Пензенского госуниверситета. Проанализировать региональный рынок и с учетом его запросов подготовить специалистов по актуальным программам образования с необходимыми компетенциями поможет проект «Цифровая трансформация процессов подготовки специалистов на основе модели конвергентного образования и интеллектуальных механизмов анализа регионального рынка труда».

«Мы учитываем специфику нашего региона, социальные и экономические особенности области. Выполнив анализ требований реального сектора экономики, интеллектуальная образовательная среда обеспечит актуализацию учебных программ и контента, используемых в вузах, в центрах переподготовки и повышения квалификации. Следовательно, новоиспеченные специалисты будут востребованы на рынке труда. Это решит проблему востребованности кадров, будет способствовать сокращению безработицы и продвинет наш регион на новую ступень экономического, социального и инновационного развития. Проект социально значим, он позволит повысить уровень образования и в конечном счете — уровень жизни населения», — поделился руководитель проекта, заместитель начальника отдела центра мультимедийных технологий и онлайн-обучения ПГУ Михаил Деев.

Научный коллектив предлагает разработать и исследовать модель конвергентного образования. Она обеспечит подготовку специалистов на основе актуализированных и согласованных с требованиями работодателей образовательных программ.

«Цифровизация в сфере образовательных услуг — это современный запрос со стороны учебных заведений и представителей реального сектора экономики. В современных условиях подобная трансформация образовательных услуг может стать драйвером для развития экономики региона», — добавил Михаил.

Разрабатываемая платформа спроектирована с учетом особенностей российского образования и обеспечивает условия реализации основных образовательных программ. К тому же модель применима к проведению массовых онлайн-курсов для населения, переподготовки и повышения квалификации. Особенность проекта — постоянная актуализация и модернизация учебных программ с внедрением новейших моделей и методов обучения. Механизм сбора и анализа требований работодателей необходим для мониторинга и поиска востребованных компетенций специалистов из открытых источников данных, таких как сайты кадровых агентств и агрегаторы с предложениями работы, биржи труда, сайты фирм и компаний, доски объявлений, базы данных вакансий, социальные сети и другие. На базе платформы реализуются этапы консолидации и интеллектуального анализа, в рамках которых определяются новые тренды и требования к образовательным программам и ресурсам.

«Пример достаточно прост. Предположим, в образовательной среде выполняется обучение по определенному направлению. Система выполняет мониторинг требований работодателей в регионе к программам подготовки специалистов, на основе которого подскажет, каким образом рекомендуется выполнить актуализацию и модернизацию программы и учебного материала. То есть платформа контролирует процесс адаптации программ и ресурсов к новым условиям экономики для того, чтобы снизить риск невостребованности полученного образования», — рассказал об особенностях образовательной среды Михаил Деев.

«Наш подход упростит процесс трудоустройства. Выпускник будет подготовлен к работе, он будет обладать набором актуальных компетенций и соответствующими знаниями, умениями, навыками. Работодатели смогут увереннее брать молодых специалистов на производство, так как они не только выпускники университетов, но и квалифицированные цифровые кадры. Это будет способствовать экономическому развитию и повышению активности предприятий в направлении цифровизации производственной сферы», — уверен разработчик.

Внедрение результатов исследования в образовательный процесс с учетом условий рынка труда, по мнению авторов проекта, позволит обеспечить рост экономической и инновационной активности предприятий, сократит срок подготовки специалистов и повысит качество полученных знаний и компетенций.