17 октября 2022 Образование
486

Историк Власов: В вузе необходимо уделять особое внимание осмыслению истории

Доцент кафедры «История России и методика преподавания истории» Пензенского государственного университета Вячеслав Власов стал участником Первого национального форума преподавателей истории и заседания Экспертного совета по развитию исторического образования при Министерстве науки и высшего образования РФ.

Представители 115 вузов России и другие участники мероприятия собрались в Тобольске, где обсудили ключевые направления развития исторического образования, в частности проект концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования; актуальные проблемы исторической науки; историко-культурный стандарт образовательных организаций высшего образования РФ; состояние учебно-методического обеспечения преподавания исторических дисциплин; развитие эффективной коммуникации и взаимодействия в преподавательской среде. Также в рамках форума состоялось заседание Молодёжного клуба Российского исторического общества.

Пленарное заседание форума и расширенное заседание Экспертного совета по развитию исторического образования при Минобрнауки России открыл председатель Российского исторического общества (РИО) Сергей Нарышкин. Он обозначил некоторые результаты совместной работы Минобрнауки России и РИО. В частности, это распределение бюджетных мест по укрупнённой группе специальностей и направлений подготовки «История и археология», увеличение количества часов по преподаванию истории на неисторических направлениях подготовки, а также разработка Концепции преподавания истории.

Было объявлено, что Минобрнауки России утвердило обязательный минимум зачётных единиц, отводимых в вузах на изучение истории в рамках образовательных программ высшего образования. Согласно приказу № 662 в образовательные стандарты по всем специальностям и направлениям подготовки уровней бакалавриата и специалитета вносятся изменения в части закрепления обязательного изучения дисциплины (модуля) «История России» в объёме не менее 4 зачётных единиц (144 часа), при этом объём контактной работы обучающихся с педагогическими работниками должен составлять в очной форме обучения не менее 80%, в очно-заочной и заочной формах обучения не менее 40% объёма, отводимого на реализацию указанной дисциплины (модуля).

Повышенное внимание к изучению истории России в вузах позволит противодействовать фальсификации истории в любых её проявлениях, формировать у студентов чувство патриотизма, гражданственности, уважения к памяти поколений, ответственности за судьбу страны. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2023 года. Начиная с указанной даты вузы будут обучать студентов по обновлённым образовательным программам в соответствии с образовательными стандартами. «Главное, помнить, что цель у нас одна, а именно – воспитание гражданина, осознающего сопричастность к истории России, ощущающего свою ответственность, её настоящее и будущее», – подчеркнул Сергей Нарышкин. По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, вузами реализуется более 250 образовательных программ по направлениям подготовки группы «История и археология», самые популярные из них – «История», «Историческая политология», «История России». Программы бакалавриата и магистратуры по профилю «История» открыты в 184 вузах. Кроме того, глава Минобрнауки России рассказал о том, что издательство «Наука» разработало национальную электронную историческую библиотеку, чтобы обеспечить равный доступ всем учёным, преподавателям и студентам к актуальной исторической информации.

Фальков отметил, что история играет огромную роль в формировании специалиста. «Это не только само образование и гуманитарная компонента, пусть даже в подготовке специалистов в области инженерно-технических или точных наук. Роль истории и исторического знания – это то, что делает человека уникальным. Наряду с его профессиональными знаниями формирует мировоззрение, ценностный каркас и, конечно, формирует личность», – отметил министр.

Председатель правления Российского исторического общества Константин Могилевский назвал эффективной совместную работу с Министерством науки и высшего образования РФ.

«Нам уже удалось вернуть историческое образование в те регионы, где оно велось раньше, а затем по тем или иным причинам прекратилось. Это Калужская и Рязанская области, это Сахалин. Теперь будем двигаться дальше, может быть, туда, где исторического образования прежде вообще не было, – в регионы Севера и Дальнего Востока», – сказал Константин Могилевский.

Пленарному заседанию предшествовала работа тематических круглых столов, где преподаватели и представители исторической науки обсудили проекты, которые изменят подход к преподаванию предмета в вузах. Например, директором Института российской истории РАН Юрием Петровым и директором Тобольского педагогического института имени Д. И. Менделеева (филиалом) Тюменского государственного университета Сергеем Шиловым участникам был представлен новый стандарт для неисторических специальностей и направлений подготовки в высшей школе. Концепция предполагает увеличение количества часов на изучение истории, что будет способствовать более глубокому осмыслению исторических событий и процессов, происходивших в России, в том числе в контексте мировой истории.

На втором круглом столе преподаватели истории рассмотрели современные подходы к учебнометодическому обеспечению образовательного процесса. Участники ознакомились с результатами экспертизы учебников и пособий по истории для высшей школы. Рабочая группа Экспертного совета при Минобрнауки России провела мониторинг учебных материалов 597 вузов, по результатам которого 20 учебников и пособий рекомендованы к использованию для обучения студентов неисторических специальностей.

Кроме того, в Тобольске выступили зам. министра юстиции А. В. Логинов, зам. министра просвещения РФ Т. В. Васильева, вице-президент РАН Н. А. Макаров, депутат ГД РФ В. М. Кононов, президент Института всеобщей истории РАН А. О. Чубарьян, директор издательства «Наука» Н. Н. Федосеенков, президент Российской академии образования О. Ю. Васильева, руководители и преподаватели вузов РФ.

«Итак, главным решением научного сообщества стало увеличение количества часов на учебную вузовскую дисциплину «История России» (её нынешнее название «История (история России, всеобщая история)»), с использованием материалов всеобщей истории и регионального компонента, а также нацеливание на повышение качества преподавания. С 2023 года будут функционировать курсы повышения квалификации вузовских преподавателей истории. 80% времени дисциплины «История России» должно приходиться на контактную работу со студентами, так как университет – это прежде всего определённая среда… Не повторяя школьного курса истории России, в вузе необходимо уделять особое внимание не событиям и фактам, а узловым вопросам, процессам и явлениям, осмыслению истории», – отметил Вячеслав Власов.

Губернатор Тюменской области Александр Моор отметил символичность того, что форум проходит впервые именно в Тобольске – городе, имеющем огромное значение для истории Сибири и всей страны. Город, принявший гостей-историков, произвёл убедительное впечатление своей красотой и особенной атмосферой. Все участники мероприятия выразили надежду, что форум явится зарождением новой традиции в развитии вузовского образования России.