26 мая 2022 Об актуальном
6223

Станет ли модной профессия токаря, или Куда движется среднее профобразование в Пензе?

В Сурском крае получают знания и навыки в этом звене 29 782 студента.


Фото: pixabay.

25 мая в Пензенской области отгремел праздник «Последний звонок». Выпускникам 9-х и 11-х классов предстоит поступать в учебные заведения. Это отличный повод поговорить о среднем профессиональном образовании региона. По данным областного Минобра, в Сурском крае получают подготовку по программам СПО 29 782 человека. Что их ждет в будущем? Какие специальности востребованы на рынке труда? Обо всем этом и пойдет речь.

Быть фрезеровщиком и слесарем – не модно?

В известной советской песне «Каравелла», которую исполняла Эдита Пьеха, говорилось о корабле мечты, которую должен встретить каждый человек, чтобы реализовать свой потенциал. В этой связи резонно задать вопросы: «А куда движется образование, в частности, среднее профессиональное? Сможет ли выпускник устроиться на работу по профессии?"

Пролистав сайты колледжей и техникумов области, легко заметить, как выросло количество профессий с упоминание слов «бизнес», «предпринимательство». Да, время диктует свои требования. Однако непонятно, почему почти перестали готовить токарей, слесарей, мастеров-отделочников. Например, профессии «фрезеровщик» автору статьи не удалось найти в списках специальностей, которым обучают в нашей области.

Хорошо, что рабочие профессии вообще не отправили под нож - в 2019 году Министерство просвещения разработало документ, который предусматривал исчезновение из учебных программ целых 9 профессий! Должны были уйти в небытие «токарь-универсал», «слесарь», «фрезеровщик-универсал», «наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики», «автомеханик», «мастер отделочных строительных работ», «станочник (металлообработка)», «оптик-механик», «лаборант-аналитик».

Также предполагалось, что будет приостановлено обучение по таким специальностям, как «технология машиностроения», «аналитический контроль качества химических соединений», «механизация сельского хозяйства» и другие. Но видимо, разум восторжествовал. Автору с трудом удалось найти в списках специальности «мастер слесарных работ» (Кузнецкий многопрофильный колледж) и «токарь» - на него учат в колледже города Спасска.

Предвидим возражения: «21-й век на дворе, информационные технологии кругом. На предприятиях уже станки с ЧПУ, а вы нам про токарей!» Согласны, но и станки с числовым программным управлениям учат осваивать далеко не везде. Нам удалось найти такую специальность только в Пензенском колледже информационных и промышленных технологий.

Конечно, важно учитывать тренды. По данным областного Минобра, за последние 5 лет в профессиональных образовательных организациях появились новые профессии и специальности: «Графический дизайнер», «Туризм», «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», «Мехатроника и мобильная робототехника», «Защита в чрезвычайных ситуациях».

А куда стремится сама молодежь? В ведомстве сообщили, что в регионе у студентов СПО наиболее популярны такие профессии и специальности: «Информационные системы и программирование», «Пожарная безопасность», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Архитектура», «Графический дизайнер», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Право и организация социального обеспечения», «Коммерция», «Страховое дело». Приятно, что молодые охотно идут в учителя, осваивая специальности: «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Физическая культура»

Профессионалитет нас спасет?

Видимо, руководство страны, само поняло, что безудержное стремление к цифровизации отражается на экономике не лучшим образом. К тому же важно учитывать запросы рынка труда. Вероятно, поэтому наверху решили, что пора сближать образование и промышленность, для этого будут создавать образовательно-производственные центры или кластеры.

Не так давно в центральных СМИ прогремела новость о федеральном проекте «Профессионалитет». Есть надежда, что он поможет бережно и разумно изменить систему среднего профобразования страны. Отрадно желание сформировать отраслевую модель обучения, в котором выпускники получат востребованные специальности. Планируется, что проект задействует уже в текущем году 150 тысяч студентов. На сегодня в стране уже сформировано 70 кластеров, через 2 года их будет 210.

О том, как реализуется эта программа в Сурском крае корреспонденту «ПензаСМИ» рассказал первый замминистра областного Минобра Игорь Щеткин. По его словам, объединение колледжей в сеть по отраслевому принципу вместе с работодателями позволит не только выстроить систему подготовки кадров в соответствии с потребностями организаций, но и обеспечит равенство образовательных возможностей независимо от того, где учится студент.

Еще один больной вопрос – профориентация. Его вышеназванный проект тоже предлагает решать. Важно, чтобы работа по выявлению склонностей подростка была бы не мимолетной, а включала серьезное погружение в процесс. А для этого на базе колледжей и техникумов хотят создать мастерские, где ребята получат необходимые навыки.

Собеседник издания рассказал, что в Пензенской области регионе уже создан кластер на базе Пензенского аграрного университета. Однако там сделан акцент на обучение сельскохозяйственным специальностям. Пока остались за кадром специальности машиностроительной и станкостроительной отраслей.

«Вопрос о расширении образовательно-производственного кластера и включения в него машиностроительной отрасли сейчас обсуждается с представителями образовательных организаций и предприятий-партнеров», - поделился Игорь Щеткин.

Из тиктокеров – в токари!

Специальность токаря еще долго не исчезнет, даже если роботы будут за нас пищу готовить. Старый добрый станок-трудяга стоит на вооружении у ряда местных предприятий региона. Например, их по-прежнему используют «Пензадизельмаш» и «Тяжпромарматура». Да и более мелкая «рыбешка» не торопится их списывать. Если ломается деталь аппарата или грузовика, легче изготовить ее на месте, чем заказывать у производителя, который нередко находится за рубежом. А санкции только усложнили процесс заказа.

Дипломированных юристов и экономистов в стране пруд пруди, а работают многие из них в торговле. Будь у них за душой профессия токаря, они бы, глядишь, и на завод потянулись. Да и блогеры после запрета крупных иностранных соцсетей наверняка поглядывают в сторону «реальных профессий».

В то же время автор статьи обратил внимание на «странные» специальности местного СПО, которые явно пора пересмотреть. Например, вызывает недоумение «Частный охранник» Спасского колледжа профессиональных технологий и бизнеса. Автор допускает, что тамошние студенты осваивают боевые искусства, учатся стрельбе из всех видов оружия и за 2 года становятся секьюрити экстра-класса, но уверенности в этом нет.

Также есть вопросы к такой специальности, как «Оператор ПК». Трудоустроиться с ней, на наш взгляд, проблематично. Если говорить о компьютерщиках «средней руки», то сейчас в цене системные администраторы и специалисты со знанием «1С». А потому выпускникам приходится самостоятельно повышать квалификацию.

Специальность «Продавец продовольственных товаров» из этой же серии. Конечно, часть устраивается менеджерами по продажами. Но стоит ли отдавать 2 года или даже год, чтобы научиться торговле? Может, полезнее за этот период освоить сразу несколько рабочих профессий?

Получается, что где-то устремились в будущее, внедряя мехатронику и робототехнику, а иные учреждения так и остались одной ногой в 20 веке.

Что нужно рынку труда?

По словам Игоря Щеткина, ключевым показателем развития региональной системы среднего профобразования является уровень взаимодействия системы подготовки кадров и кадровых потребностей экономики.

Стоит серьезнее присмотреться к местному рынку труда, чтобы обучение студентов попадало в цель, а не в «молоко». По данным сервиса по поиску работы SuperJob, в прошлом году ощущался значительный кадровый голод в ряде сфер. Военная спецоперация скорректировала эту картину, но не сильно. В промышленности вакансий за год стало больше на 63%. Проблема нехватки линейного персонала в производстве длится уже десятилетия. Больше всего вакансий на сегодня — в металлургии и машиностроении. При этом остро стоит проблема привлечения и удержания кадров.

А вот HeadHunter сообщает, что потребность рынка в рабочем персонале в марте этого года по сравнению с мартом 2021 года выросла вдвое. При этом не уточняется, кого ищут больше - квалифицированных специалистов или разнорабочих.

Даже без обращения к подобным сервисам можно утверждать, что рынок труда испытывает нехватку рабочих рук. О таком дефиците неоднократно заявляло в своих интервью руководство компании «СтанкоМашСтрой».

В региональном Минобре нам рассказали, что проект «Профессионалитет» предусматривает «интенсификацию учебного процесса и сокращение сроков реализации образовательных программ».

Остается надеяться, что такая реформа не останется на бумаге и не поломает, что уже создано, а пойдет на пользу стране. Важно, чтобы это образовательное звено выпускало грамотных профессионалов, а не узконаправленных технарей, которые умеют жать на кнопки, но не могут на обычном токарном станке выточить простую деталь.