11 февраля 2022 Образование
719

Как расширить возможности донорства и защитить устройства от взлома — над какими проектами работают девушки-ученые из ПГУ

Международный день женщин и девочек в науке отмечается 11 февраля на основании резолюции Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН), принятой 22 декабря 2015 года для обеспечения полного и равного доступа к науке для женщин и девочек и их участия в ней. Как молодые исследовательницы из Пензенского государственного университета оценивают свои конкурентные преимущества перед мужчинами-учеными и чего им уже удалось достичь?


Фото: Пресс-центр ПГУ.

Ольга Кулагина, студентка кафедры «Правосудие» (Юридический институт), победитель конкурса «Ректорские гранты»:

— Когда я только задумывалась о том, чтобы пойти по научному пути, я сомневалась. Мне казалось, что я не справлюсь. На фоне парней моего возраста, которые писали первые научные статьи и которых активно поддерживали, признаюсь, чувствовала себя неуверенно.

Я забросила мысли о науке, пока однажды лучший профессор Валерий Юрьевич Карнишин не предложил мне поучаствовать в конкурсе научных работ. Я посвятила этой работе много времени и сил и в итоге заняла первое место, обойдя мужчин. Сейчас уже я усердно занимаюсь наукой. Выходя за трибуну, чувствую себя окрыленной и уж точно не уступаю никому место.

Самый значительный мой проект посвящен изучению правовых аспектов противодействия террористическим угрозам в условиях развития киберпространства в России и зарубежных странах. Я изучаю тенденции и проблемы судебной практики, участвую в конференциях, пишу статьи на тему создания новых форм безопасности. Этот проект я вела на протяжении года под руководством Павла Александровича Гука.

Сейчас совместно с целой командой под руководством Дарьи Игоревны Артемовой мы работаем над новым проектом — законом, который поможет расширить возможности донора для бескорыстного пожертвования органов на государственном уровне с целью сокращения оборота черного рынка. Данную законотворческую инициативу мы реализуем в рамках конкурса «Лидеры права — 2022» для молодых юристов.

Алеся Ивлиева, аспирантка кафедры «Системы автоматизированного проектирования» (Политехнический институт):

— Я никогда не ощущала на себе предвзятого отношения на считающемся мужским факультете вычислительной техники. Во-первых, потому, что я с первых дней видела важный для себя пример — нашего декана Людмилу Римовну Фионову, которая находится на передовых позициях в науке и встала у руля такого факультета. Во-вторых, научные руководители всегда поддерживали мои начинания и с интересом сопровождали меня в их реализации. Мои выпускные работы были связаны со сферой оптических иллюзий, которую я изучаю ещё со школы. И, несмотря на то, что в этой теме большая творческая составляющая, мной была проделана глубокая техническая работа, позволившая подготовить серьезные статьи для публикаций и получить высокие баллы при поступлении в аспирантуру. Сейчас я провожу исследования в сфере повышения качества образования.

В учебе мне всегда везло. Чтобы работать в команде, нас обычно делили на бригады, и я оказалась в паре с отличным парнем, с которым мы дружим до сих пор. Сами себя мы называли «напарники по парному экстремальному программированию». Каждый выполнял свой фронт работ и чувствовал себя важным звеном. Это помогло и в профессиональной деятельности. Я работаю руководителем проектов в одном из подразделений всероссийского межведомственного центра компетенций в сфере интернет-коммуникаций и оператора цифрового диалога между властью и обществом. Если кратко, то я занимаюсь организацией работы технических специалистов для разработки программного обеспечения. В моей работе преимущественно меня окружают мужчины. И мы всегда находим общий профессиональный язык.

Когда у меня возникают сомнения, мой супруг, с которым мы познакомились на факультете, напоминает мне слова принцессы Дианы: «Женщина, которая считает, что наполнить её жизнь смыслом может только мужчина, не пробовала работать». Я успешно работаю в «мужской» сфере и абсолютно счастлива.

Юлия Серикова, выпускница аспирантуры кафедры «Вычислительная техника» (Политехнический институт):

— Я считаю, что проблема мужского/женского лидерства в науке имеет отношение к традициям и культуре научного общества. Еще в XIX веке женщинам сложно было поступить в университет, а в обществе царило убеждение, что они менее способны к занятиям научной деятельностью, чем мужчины. Но, несмотря на это, многие женщины посвятили жизнь науке, а их изобретения и открытия нередко оказывались революционными и намного опережали свое время. Я уверена, что женщине не так уж и сложно доказать свое лидерство в науке, главное в этот момент отбросить идею превосходства над мужчиной и делать свое дело. Сейчас, в XXI веке, женской дискриминации в науке уже нет, у нас декларируются одинаковые социальные права и возможности.

Я выросла в семье ученых, где рождались новые изобретения и велись интересные разработки. Это все по-настоящему захватывало. В школе предпочтения я отдавала точным наукам, мне было интересно, как все устроено в нашем мире. Сейчас сферой моих научных интересов являются интеллектуальные системы и комплексы гражданского и специального назначений, аппаратные управления и телекоммуникации с биометрическим разграничением доступа. Существующие ныне системы уязвимы, и наша задача — сделать их более устойчивыми ко взломам. Мы работаем в первую очередь с динамическими показатели: голосом и рукописным словом-паролем. Темой моей научной диссертации является «Двухуровневая регуляризация обучения нейронов Махаланобиса на малых выборках биометрических данных». Сейчас моя научная работа направлена на повышение точности распознавания биометрических характеристик человека большими нейронными сетями и усилению высоконадежной биометрико-нейросетевой защиты данных. Тематика, конечно, сложная, но в тоже время очень интересная и актуальная.

Алена Баклашкина, студентка кафедры «Частное и публичное право» (Юридический институт), победитель конкурса «Лучший обучающийся — 2021»:

— На своем научном пути я никогда не сталкивалась с гендерными препятствиями. Скорее наоборот, любая инициатива, любая активность поддерживалась преподавателями. Я думаю, и девушки, и парни могут реализовать себя в науке. Лидерство достигается за счет упорного труда. Влияние в науке на меня, в первую очередь, оказали преподаватели нашего университета. Именно они разожгли во мне огонек тяги к научной деятельности. Мой научный руководитель Ольга Васильевна Стульникова помогала мне разработать самый первый научно-исследовательский проект, посвященный теме самообложения граждан. Во многом именно она объяснила мне все тонкости научной деятельности. Наш преподаватель по гражданскому праву Дарья Николаевна Степанова рассказывала нашей группе о своем опыте в студенческой науке и всячески поощряла любые начинания. Также хотелось бы упомянуть работы Талии Ярулловны Хабриевой, посвященные толкованию Конституции РФ — я брала их в качестве образца для своих статей.

В настоящий момент я занимаюсь проблемой средств индивидуальной мобильности (электрические самокаты, гироскутеры, сигвеи и т.д.). Сейчас они пользуются дикой популярностью среди граждан, однако их статус до сих пор не урегулирован в нашем законодательстве. Вижу ли я свое будущее в науке? Конечно же! Если говорить о ближайшем будущем, то после бакалавриата я планирую поступление в магистратуру, где буду продолжать свой путь в науке.

Анастасия Растрепина, магистрант кафедры «Математическое образование» (Педагогический институт им. В. Г. Белинского), «Лучший магистрант — 2021»:

— За время учебы в ПГУ я ни разу не встречала непреодолимых препятствий для занятия проектной и научно-исследовательской деятельностью. Конечно, трудности были и есть, но чаще всего они относятся к здоровой конкуренции, что скорее стимулирует работу, а не препятствует ей.

Лучшие примеры для меня — это преподаватели на кафедрах по моему направлению, в особенности мой руководитель, заведующий кафедрой «Математическое образование» Владимир Иванович Паньженский. За это время они все стали и моими наставниками и образцами для подражания, которые мотивировали меня своими работами на учебу, конкурсную деятельность и научные исследования. Сейчас мои исследования посвящены плоскости Лобачевского и методики ее частичного изучения в средней школе. Очень надеюсь, что смогу реализовать себя в будущем в научной сфере. Несомненно, мне еще предстоит долгий путь до этого, но сейчас я стараюсь делать все необходимое для достижения своей цели.

По статистике, опубликованной в ЭИОС ПГУ, среди студентов всех форм обучения больше девушек (11 767 человек), чем юношей (9777). А вот среди сотрудников наоборот: мужчин — 1047, женщин — 478.