8 сентября 2021 Об актуальном
5676

Сотни абитуриентов России выбирают Пензенское художественное училище

Учебный год в одном из старейших художественных учебных заведений страны начался со знаковых юбилейных мероприятий.

Сто лет назад Пензенское художественное училище, а тогда еще художественную школу возглавляет Николай Петров. Позади у руководителя уже было десять лет работы на пензенской земле, впереди как, оказалось, оставалось еще пятнадцать. И вновь многочисленные смены названий и статуса учебного учреждения. Так в 1926 году это был художественный техникум, а далее стал еще и прибавился статус педагогического. И только в год отъезда Николая Петрова, в академию художеств, в 1936 году учреждение вновь возвращает себе название Пензенское художественное училище.

Чуть более четверть века Николай Филиппович Петров работал в пензенском художественном учреждении, руководил и преподавал. Благодаря ему была сохранена здесь академическая пензенская школа.

Выставка «Академик живописи Н.Ф.Петров» и пензенская художественная школа с 1910 по 1936 годы» стала первой в новом учебном году и открывает перечень предстоящих юбилейных дат.

В конце года исполняется 80 лет со дня смерти художника, а в 2022году будет 150-летие со дня его рождения. Выставка организована в сотрудничестве с Пензенской картинной галерей им. К.А.Савицкого, которая предоставила 15 работ художника. Среди них работы Николая Петрова во время его обучения в Академии художеств и более позднего времени, уже когда он уехал из Пензы. Также портреты, пейзажи, натюрморты и его учеников В. Татлина, И. Давидова, С. Полюхина, М. Бунчина.

«Мы показываем на этой выставке его личность, деятельность директора, педагога, человеческие качества, а также работы его учеников. Он был тем художником, который сохранил академическую традицию в нашем училище, несмотря на сложное время его работы здесь. Академическая традиция имеет свою традицию и люди, которые ее освоили, живут в ней. Они являются оплотом изобразительного искусства понятного всем», - рассказывает старший методист пензенского художественного училища им. К.А.Савицкого Дмитрий Димаков.

«В то время формировался преподавательский состав, каждый был верен академической традиции. Больше того, авторы, которые представлены в своих работах, они в последствии стали преподавать и стали основателями ленинградской средней школы. Некоторые из них стали работать в академии художеств. То, что давал Николай Петров своим ученикам, по - настоящему было востребовано для многих поколений художников. Здесь представлены работы до последнего года его работы в Пензе. Так, в 1936 года была одна и та же постановка, обнаженная натурщица, сидящая с белым кувшином. Это была итоговая постановка для шести лучших учеников Николая Петрова, с которыми он и уехал на преподавательскую работу в ленинградскую академию художества. Они практически закончили академию и оставалось написать лишь отпускную картину, но вмешалась Великая Отечественная Война. Все художники ушли воевать и несколько человек погибли. Сам, Николай Петров погиб в первую блокадную зиму в самой академии. Когда начиналась бомбежка города, то включали различный свет с целью маскировки объектов. Николай Филиппович был в репинской мастерской, спускаясь по каменной винтовой лестнице вниз, оступился, упал и ударился головой о ступени», продолжает Дмитрий Николаевич.

Дмитрий Димаков старший методист пензенского художественного училища, здесь работает 39 лет. Признается, что ни разу не было желания уйти из училища, а наоборот необходимо делать, как можно больше для родного места.

В пензенском художественном училище трепетно хранят память всех руководителей учреждения. Именно их заслуга, что в непростые исторические годы художественное учреждение не прекращало работать и продолжало воспитывать всемирно известных художников.

Это здание пензенского художественного училище, его стены, помещения впитали творческую составляющую всех, кто здесь жил, работал и учился. Само здание было сделано архитектором по образу с Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академией им. А.Л. Штиглица. По этим лестницам ходил и первый директор, Константин Аполлонович Савицкий. Правое крыло второго этажа училища было домом его семьи. В Пензу он переехал вместе с женой и семью детьми, при условии, что проживать большая семья будет здесь, же в пензенском училище.

При входе, в бывшую квартиру Константина Савицкого, сейчас на стене висит табличка, а в жилых помещениях того времени, в данный момент проходят занятия студентов училища. Бережно относиться и сохранять это здание главное для руководящего, преподавательского и учебного состава. Здесь хранится вековая история и воспоминания великих деятелей искусства.

Не только стены, паркет в музее остался тот же, здесь же и библиотека Константина Савицкого. Сейчас в планах восстановление его музея, к сожалению, пострадавшего во время проливных дождей. Главная заслуга статуса пензенского художественного училища, как одного не только старейшего, но и лучшего в стране, подтверждают его преподаватели,

«Традиция сама по себе не существует, это ни воздух, ни стены. Хотя, когда Илья Репин уходил из Академии художеств, он говорил стены учат, но стены не учат сами по себе, а учат люди. Только преданность людей училищу и общему делу обучения», - отмечает Дмитрий Димаков.

Большинство выпускников, которые выбирают путь преподавателя возвращаются сюда. Директор пензенского художественного училища им.К.А. Савицкого Ирина Тюкалова, также окончила родное учреждение. До этого работала преподавателем в художественной школе, затем ее руководителем. Спустя время перешла на должность завуча по воспитательной работе в училище, теперь директор.

«Папа был творческий человек. В свое время работал главным художником на заводе, потом занимался реставрацией мебели. У нас всегда в семье было много книг по искусству. Я их в детстве смотрела, читала и меня удивляло, как авторы могут изображать такие пейзажи. Работы Ивана Авайзовского меня очень восхищали. И я сказала папе, что хочу рисовать, а не танцами. И он меня отвел в художественную школу, я нарисовала натюрморт и меня взяли. Хотя мне еще не было семи лет, а набор был с восьми. Так и началась моя художественная стезя. Я понимаю художников, знаю преподавательскую деятельность, но сейчас административная работа, развитие учебного учреждения», - рассказывает директор пензенского художественного училища им. К.А.Савицкого Ирина Тюкалова.

В этом году 72 человека выбрали для поступления пензенское учреждение. Всего обучающихся на данный момент 350 человек. География студентов – вся Россия. Расстояние для получения творческого образования не предел. В Пензу приезжают с Дальнего Востока, Новосибирска, из Ямало-Ненецкого округа, Подмосковье и других городов.

«Спрашивали у абитуриентов на экзамене, почему Пензу выбираете. И все говорят, что статус учреждения и уровень образования очень высокий. В этом году мы принимали на все специальности, включая, такие как «Реставрация» и «Скульптура». Мы не каждый год это делаем. У нас еще очень много студентов на договорной основе, потому что много желающих. Так, на специальность «Живопись» у нас был конкурс шесть человек на одно место. Благодаря, заложенным традициям и уровню образования, который дают наши преподаватели Пензенское художественное училище очень ценится по сей день», - признается Ирина Васильевна.

Главное не останавливаться, в планах, как признается руководитель, открытие новых специальностей, восстановление музея Константина Савицкого, организация юбилейных выставок и конечно же обучать студентов на том же высоком уровне, который присущ художественному учебному заведению Пензенской области, возраст которого приближается к почтенной цифре – 125 лет.