16 ноября 2020 Об актуальном
426

Катарсис русской души как инструмент пензенского театра «Слово»

Корреспондент РИА «ПензаСМИ» подготовил экскурс в закулисье камерного театра.


Фото: ПензаСМИ.

В рамках девятого международного фестиваля «Золотая провинция» пензенский театр «Слово» показал спектакль «Русская душа». В основе спектакля лежит поэма в стихах Давида Самойлова «Цыгановы», а также русские народные и авторские песни, музыкальные импровизации.

«В истории создание нашего театра сначала было дело и только потом "Слово", - рассказала руководитель театра Ирина Антонова, – Первая премьера спектакля «Русская душа» состоялась 21 сентября 2016 года на сцене Пензенского драматического театра. Затем появилось "Признание" - история любви Дениса Давыдова и пензячки Евгении Золотаревой, потом "Про это" - смелый эксперимент - лирика Маяковского в джазе, а чуть позже зрителям презентовали "Бродский на троих"».

И только 5 июня 2018 года, после очередного успеха спектакля, создатели решили официально объявить о начале работы музыкально поэтического тетра "Слово".

На показе «Русской души» зрителям был представлен уклад и быт крестьянской семьи в прочтении актера драматического театра, режиссера спектакля - Павла Тачкова, а также исполнение старинных русских народных песен Пензенской области и произведений современных авторов, в исполнении лауреата Международных и Всероссийских конкурсов, заслуженного работника культуры РФ, певицы - Аллы Тарховой. Все это гармонично приправлено музыкальными импровизациями лауреата Международных и Всероссийских конкурсов, композитора, пианиста - Сергея Струкова.

Спектакль «Русская душа» ярко продемонстрировал дифференциальный признак и преимущество камерных сцен перед их большими собратьями. Этим признаком является полный контакт со зрителем. Актеры буквально смотрели в глаза каждому, вызывая отклик в душе. Этот эффект присутствия запускает процесс имажинерии, который продуцирует в голове у зрителя трагичные и родные образы русского быта.

«Я не профессиональная актриса, видимо у меня есть какие-то актерские задатки. У меня был опыт работы в трех театральных проектах. Например, с Александром Калашниковым, когда он в 1998 году поставил первый в Пензе мюзикл «Не считай рубли, считай песенки», была «Реченька» часть ансамбля, которым я руководила и театр «Бум» из Кузнецка. Он научил меня, как нужно смотреть на публику, как реагировать, и я очень благодарна ему. Потом, я познакомилась со своим главным учителем в жизни Вероникой Александровной Косенковой, с которой мы по сей день дружим. Она поставила с фольклорным ансамблем «Реченька» народное представление «Татьяна» по роману в стихах «Евгений Онегин», в котором я пела «плачь» Пензенской области. Тогда я поняла, что во мне что-то такое происходит, и я перевоплощаюсь. И когда мы играем этот спектакль, я каждый раз не знаю, заплачу или нет, но происходит какая-то магия, и я вновь вживаюсь в образ», - поделилась исполнительница главной роли, заслуженный работник культуры РФ, певица Алла Тархова.

Театр «Слово» являет собой настоящую небольшую культурную загадку в пензенской культурной жизни. Несмотря на много меньшую растиражированность и промокампанию спектаклей, нежели у коллег по ремеслу, театр стал местом притяжения многих значимых людей нашего региона. Здесь, среди обычных зрителей, можно встретить настоящий цвет интеллектуальной элиты Пензы. И вместе с тем, театр остается в некотором роде городским андеграундом; большая часть пензенцев попросту не знает о его существовании, а часть до сих пор сомневается, стоит ли попробовать прийти на одно из выступлений. Чтобы понять феномен «Слова» нужно быть заранее готовым к камерности и близости театра к зрителю, он контактирует с гостями на своем самобытном языке. Такому театру бывает трудно найти зрителя, но он точно не испытывает сложности с тем, чтобы его не отпустить.