25 декабря 2019 Культура
1235

«Скажи два слова в одно», или немного о рождественских традициях

В преддверии Нового года и Рождества несколько занимательных историй о традициях наших предков и о загадке, которую нужно разгадать, чтобы справиться с нечистой силой.

В 1978 году у жительницы города Белинского были приобретены тетради с записями-воспоминаниями. Это были три довольно объемистых тетради, сшитые суровой ниткой, составляющие вместе 1140 страниц тетрадного формата. Записи эти принадлежат Марии Ивановны Храмовой, простой русской женщине, крестьянке, жительнице г. Чембара.

В 70-летнем возрасте женщина записывает и свои воспоминания о старине, о далеких годах, о людях старшего поколения, о событиях, кажущихся ей более значительными, представляющими интерес для тех, кто будет читать её записи.

Особенно интересен тот раздел «Записок», где Мария Ивановна на примере жизни своей прабабушки Марьи Кургузкиной, бабушки Матрены Антоновны Савиной, матери Александры Прокофьевны Богомоловой, своей жизни рассказывает о жизни, традициях прошлого.

Русские крестьяне на второй день Рождества Христова устраивали праздник для повивальных бабок («бабины» или «бабьи каши»).

Утром, 8 января, повивальные бабки и женщины, родившие в этом году, собирались в церкви и перед иконой «Блаженное чрево» служили молебен. После молебна повитухи шли в гости к роженицам, которые одаривали их деньгами и угощали специально приготовленной кашей. Это ритуальное угощение и дало название празднику «Бабьи каши». Испокон веков у наших пращуров каша была в почете. Она не только была любимым блюдом на каждый день, но и обрядовым кушаньем. В былинах и сказках каша – символ благополучия и богатства. В Древней Руси называли «кашей» свадебный пир. Наши прародители, заключая мирный договор, готовили кашу и в знак союза и дружбы ели её вместе с бывшими противниками. Отсюда и пошло выражение: «С ним каши не сваришь».

А вот как об этом пишет Мария Ивановна Храмова. Так праздновали этот день в Пензенской губернии. «На второй день Рождества - назывался бабкин день - идет женщина по деревне, повещает к бабке на ссытщину. Тут молодые, старые женщины засуетятся, несут бабке- повитухе кто что имеет:

Кто чашку крупы,

Кто ведро муки,

Кто семя, кто гороху,

Кто овса - сносят бабушке, готовят, пекут блины, квас, варят щи со свежиной, кашу с салом, кишочки свиные крупой начинят, в печи поджаривают. Собираются с мужьями, с ребятами к бабушке. Радуется им, встречает старушка, в большой избе садятся на скамьях за столы, угощает их, примолвит, потчует своих гостей. Пили, ели, закусывали, песенку тянули даже…»

После Рождества начнется Святая неделя или Святки – время гаданий. И столетие назад наши предки гадали, и верили, и надеялись на лучшее. Всем с детских лет помнятся слова баллады В.А. Жуковского «Светлана»:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны…

И в Чембарском уезде гадали. Приметы счастливой или несчастливой судьбы все знали назубок: «Сидели мы зимою с бабушкой две [двое]. Время было, говорила она, святки вспоминались ей. Очень старый рассказ, как девки гадали. Ходили на гумно, из адонья колосьев ржаных приносили, ходили за курицей, что она вперед к воде или к зернам, или к глинке от печки отглотнет - все перед ней поставят. Зерны будет клевать - с хлебом будет суженый-ряженый, а к воде подойдет курица - пьяница будет, а к глинке от печки - горемыка-бедность. Коляду пели, днем ходили, собрали свиных ножек, им надавали, сварили, поели, косточки собрали».

Подсмеивались и раньше над желанием во что бы то ни стало узнать свое будущее, парни при возможности могли и подшутить: «Я говорила бабушке, что у нас дядя Мотя смешной. Вот, он заслышал под окном, девки с посиделок пришли слушать, что говорят, если про хлеб, ну, что услышат. Дядя сказал: «Матушка, где моя сумка, а где старый кошель, лапти с онучами, худые. Ты видела, матушка, поищи-ка скорей. Там еще кнут с дубинкой найди, кнут подплесть надо за время».

Бабушка не поняла, говорит: «Что ты заплелся, Мотька, совсем». А он ей показал на окно. Она сказала: «Вон какие дела-то». А дядя Мотя смеялся до упаду. «Ну, ─ сказал, ─ теперь девки ушли, слушать им не хочется». Бабка Матрена сказала: «Кому хочется за бедного пастуха выходить? Девицам хочется, чтобы хлебушко был, мирской кусок хлеба не хочется собирать».

А вот еще одно гадание, о котором рассказывает Мария Ивановна, необычное, даже страшное: «Вздумали к садовой свинушке идти позывать на игрище: у богатого Ильи свинья кормилась заводская. Пришли девки с поклонами, звали-позывали свинушку к себе на игрища. Успели девки дойти до места, где они собирались; конечно, у бедной какой женщины. Одинокие девушек принимали, семейные никогда никто не связывался. Пришли, дверь затворили, а свинушка тут у двери хрюкала, ломала дверь, лезла. Девушки с помощью старой хозяйки завязали дверь за скобку и за палку, веревкой укрутили. Свинка знай свое, ломала дверь. Перепугались девки, на печь запрятались. Аринка была нелюбимая подруга, бедная больно была, сирота, у чужих жила, мало и совсем, бывало, не принесет на складчину лучинки запасть. Аринке места осталось с самого краю сидеть. Вот Аринка осмелилась, говорит: «Ну, что ты, свинушка, озоруешь, мы позвали тебя на добро, а ты пошла на худо». А свинка отвечает ей свиным хрипучим голосом: «Скажите мне два слова в одно, да скорей, а то дверь изломаю, вас всех перекусаю». Аринка медлила, опять ей говорит: «Как не стыдно, свинушка, золотая на тебе щетинушка, звали мы тебя как добрую к себе на игрище погадать, нам, красным девушкам, суженого-ряженого узнать. А ты, свинушка, золотая на тебе щетинушка, нам зло хочешь сделать, дверь изломать, нас перекусать».

Находится место и загадке. Чтобы отогнать нечистую силу, нужно загадку разгадать. «А свинушка одно хрипит: говори два слова в одно. Аринка ей в одно слово сказала два: «Слово слушай, свинушка, у девицы коса, чем косят, коса» (Омонимы: коса – вид прически; коса - ручное сельскохозяйственное орудие, это и есть «два слова в одно») А тут петух как закукарекал ку-ка-ре-ку, вдруг загремело, застучало, свинья провалилась в тартарары. Аринка была бедная, косоплетни лентов не имела, и кто ей купит, она, бывало, найдет голубой цветочек и в косу вплетает. Нашла она в сенях голубой чертополох и заплела в косичку, а нечистая сила всегда боится травушки чертогона чертополоха. Спасла всех подруг от беды. Любили, уважали Аринку, свои ленты ей давали вплетать в косу».

Автор текста: Любовь Руднева.

«Записки» Марии Ивановны Храмовой хранятся в фондах Государственного музея-усадьбы В.Г. Белинского (частично соблюдена авторская орфография и пунктуация)