7 ноября 2025 Об актуальном
1324

«Цеппелины для Арктики»: в России возрождают грузовые дирижабли

Назрел рыночный запрос от промышленности, плюс появились новые технологии.


Фото: ПензаСМИ.

В России запущена полномасштабная разработка крупных грузовых дирижаблей нового поколения. О том, почему эта, казалось бы, ушедшая в прошлое технология актуальна как никогда и как реализуется проект, рассказал Алексей Пирогов, заместитель генерального директора компании-разработчика.

ПОЧЕМУ ИМЕННО СЕЙЧАС?

«Мы наблюдаем идеальное сочетание нескольких факторов, — говорит Алексей Пирогов. — Во-первых, назрел явный рыночный запрос от промышленности. Во-вторых, появились новые материалы и технологии, кардинально меняющие возможности дирижаблей. И в-третьих, в стране сохранились уникальные компетенции и производственные мощности для реализации таких проектов».

Ключевым стал запрос от компаний нефтегазового сектора и добывающей промышленности, работающих в регионах, где не развита транспортная инфраструктура.

«Речь идет о доставке негабаритного оборудования в места, где нет ни аэродромов, ни дорог, — пояснил Алексей Пирогов. — Когда вертолет уже не справляется по весу и габаритам, а разбирать груз на части — значит терять месяцы на сборку и создавать целые монтажные базы в полевых условиях. Дирижабль решает эту проблему кардинально — он доставляет груз целиком, напрямую из точки в точку, минуя сложную логистику».

ОТ МАКЕТА – К ЛЕТНОМУ ОБРАЗЦУ

Работа над проектом ведется последовательно. Как рассказал Алексей Пирогов, началось все с создания макета, который был представлен в октябре 2025 года на научно-практической конференции в Пензе.

«Первый, выставочный макет, мы собрали достаточно быстро. Следующим шагом станет создание функционального макета-демонстратора, который позволит отработать ключевые технологии», — отметил он.

Особую роль в разработке играет привлечение молодых специалистов через технопарк «Кванториум».

«Кванториум — это активная, увлеченная молодежь, — подчеркнул Алексей Пирогов. — Несколько ребят, в основном, студенты, с огромным энтузиазмом включились в работу. Они занимаются 3D-моделированием, лазерной резкой деталей, созданием компонентов на 3D-принтерах и покраской. Их вклад в создание первого макета был неоценим».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ

Современные дирижабли, по словам Пирогова, принципиально отличаются от своих предшественников.

«Мы создаем жесткий гибридный дирижабль. Это не просто оболочка с гелием — это сложный инженерный комплекс, — уточнил он. — Мы используем газонепроницаемую пленку и карбон нового поколения. Энерговооруженность конструкции составит до 500 кВт, а гибридная силовая установка решит проблему дальности полета. Аппарат будет беспилотным и оснащенным системой управления, которая позволяет осуществлять полеты на сотни километров, анализировать погоду и ветровые нагрузки».

В числе инноваций – использование «цифровых двойников» и интеллектуальной конструкции со встроенными датчиками.

«Планируем встроить в карбоновые нити сенсоры, которые постоянно будут записывать нагрузки. Это позволит в реальном времени контролировать состояние конструкции и прогнозировать ее ресурс, который мы оцениваем минимум в 10 лет», — добавил Алексей Пирогов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТЕКСТ И СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ВАЖНОСТЬ

Разработчик подчеркнул, что Россия действует в рамках общемирового тренда.

«Европейский консорциум проектирует дирижабли для перевозки 100 тонных конструкции, в Китае уже запустили производство, американцы развивают это направление для Канады и Аляски. Мы не первые, но мы работаем в мейнстриме, — констатировал Пирогов. — Для России это еще и вопрос стратегический. Речь идет о транспортном суверенитете — способности независимо доставлять грузы в любую точку страны, особенно в Арктику».

По словам Алексея Пирогова, окупаемость проекта – порядка трех лет.

«По сравнению с авиаперевозками, дирижабль экономичнее в десятки раз: ему не нужен дорогой авиакеросин и сложная аэродромная инфраструктура. Его прямой конкурент по стоимости — лишь морской транспорт, но он не обеспечивает доставку «из точки в точку», — продолжает Алексей Пирогов.

По его словам, современные технологии позволяют создать то, что раньше было невозможно.

«Мы объединяем новые материалы, цифровые решения, опыт предыдущих поколений и энергию молодых специалистов. Это не возрождение старой технологии, а создание принципиально новой транспортной системы для России. И первый макет, представленный в Пензе, — это уверенный старт большой работы», — резюмировал Пирогов.