Возврат черчения в школьную программу необходим для подготовки инженеров
Предмет учит видеть деталь в пространстве.
Фото: архив ПензаСМИ.
Официальные итоги приёмной кампании 2025 года в российские вузы подтвердили прогнозы экспертов о росте интереса к инженерным и научным специальностям. Престиж профессий конструктора и технолога, долгое время находившихся в тени экономистов и юристов, существенно повысился. Об этом говорит и статистика вузов Пензенской области.
ЦИФРЫ ГОВОРЯТ САМИ ЗА СЕБЯ
В Пензенском государственном технологическом университете (ПензГТУ) существенно вырос спрос на такие направления, как «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств», «Инженер по автоматизации». Количество поданных заявлений увеличилось, а проходные баллы заметно возросли. Средний балл по университету поднялся с 63 до 65.
Безусловным лидером по конкурсу в ПензГТУ стала программа «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств». Для зачисления на бюджетное место абитуриентам нужно было набрать не менее 231 балла за три ЕГЭ. На одно место претендовали в среднем четыре человека, а общее число заявлений выросло более чем на 50% по сравнению с 2024 годом.

В Политехническом институте Пензенского государственного университета (ПГУ) на инженерные и IT-направления очной формы обучения было зачислено 467 человек. Проходные баллы были высокие: «Программная инженерия» – 279, «Информатика и вычислительная техника» – 276, «Приборостроение» – 273.
ЗАВОД ВМЕСТО АУДИТОРИИ
Среди причин роста популярности инженерного направления называется тесное сотрудничество вузов с промышленными предприятиями. Яркий пример — партнёрство ПГУ с якорным резидентом станкостроительного кластера.
Еще в 2020 году на базе предприятия была создана базовая кафедра «Металлорежущие станки». Практические навыки студентов направлений «Технологические машины и оборудование», «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» совершенствуются на заводе во время всего обучения.
_900.jpg)
«Выпускники школ стали выбирать инженерные специальности более целенаправленно. Одна из причин — активное освещение в СМИ сотрудничества вузов с промышленными предприятиями, где часть занятий проходит в цехах», – подтверждает заведующий базовой кафедрой «Металлорежущие станки», кандидат технических наук Денис Кочетков.
Важную роль играет изменение восприятия профессии у родителей.
«Когда взрослые видят современное производство, они понимают: сегодня конструктор работает в комфортном офисе, а его главные инструменты — цифровые технологии», — отмечает эксперт.
Молодые люди часто получают предложения о трудоустройстве еще во время обучения.
ПРОБЛЕМА ИЗ ПРОШЛОГО
Но не все новшества стали положительными. Преподаватели сталкиваются с последствиями отмены уроков черчения в школах.
«Первокурсники воспринимают чертежи как абстрактные "рисуночки". Представить деталь в трёхмерном пространстве им крайне сложно», — констатирует он.
Это создаёт серьёзную проблему. Без базовых навыков пространственного мышления, без умения увидеть деталь в разрезе подготовка грамотного инженера-конструктора значительно затрудняется.
«Черчение — основа профессии, — говорит Кочетков. — Для поддержания инженерного бума эту дисциплину необходимо вернуть в школьную программу».
Инженерия уверенно возвращает статус элитной профессии. Успешная модель интеграции «вуз–завод» решает кадровый вопрос для промышленности и даёт студентам ясные карьерные перспективы. Дальнейшее развитие этого тренда зависит от системной работы на всех уровнях образования — от возвращения в школы фундаментальных основ до расширения практико-ориентированного обучения в вузах. Только так можно обеспечить технологический суверенитет страны и подготовить новое поколение инженеров, способных решать задачи будущего.
_900.jpg)
_900.jpg)