17 сентября 2025 Образование
258

Не больше двух часов: пензенские педагоги о новых правилах выполнения домашнего задания

Ключевое изменение вступило в силу 1 сентября.


Фото: архив ПензаСМИ.

С нового учебного года российские школы работают по обновленным санитарным правилам, которые регламентируют в том числе объем домашних заданий для учащихся.

Ключевое изменение, вступившее в силу 1 сентября, – домашние задания не должны превышать по времени установленные нормы. Однако, как поясняют учителя, универсального рецепта нет. Мнение педагогов приводит пресс-служба областного минобра.

«Не существует универсального времени для выполнения домашних заданий. Все зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка», — утверждает заслуженный учитель РФ, преподаватель биологии пензенской школы №20 Галина Куроедова.

Она рекомендует ориентироваться на лимит в два часа для учеников средних и старших классов после стандартного учебного дня из шести уроков. Контроль в среднем звене, по мнению педагога, — задача родителей, тогда как старшеклассники должны сами учиться тайм-менеджменту.

Более конкретные временные рамки называет учитель русского языка и литературы школы №20 Ольга Московкина. 1-4 классы: 20-40 минут, 5-7 классы: 45-75 минут, 8-11 классы: 1,5-2,5 часа (с обязательными перерывами).

Педагог подчеркивает, что главный принцип – «качество, а не количество».

«Я сама задаю немного домашней работы, — добавляет Московкина. — Задания должны быть направлены на практику важных навыков и занимать умеренное время, чтобы у учеников оставалось время на отдых».

Эксперты сходятся во мнении, что домашняя работа – это инструмент для развития самостоятельности, а не просто рутина. Для ее эффективности необходимо сотрудничество учителей и родителей.

«Учитель должен понятно объяснять материал на уроке, а родители – создавать правильную организацию рабочего места, устранять отвлекающие факторы и своевременно помогать ребенку», — заключает учитель начальных классов школы №20 Светлана Зотова.

Во избежание перегрузок педагог рекомендует выстраивать открытые отношения с учениками, чтобы они могли сообщать о своей загруженности, и с первых классов прививать навыки самоорганизации.