10 сентября 2024 Об актуальном
922

Завершилась роспись центрального алтаря Спасского кафедрального собора Пензы

В этой части храма нанесены изображения Иисуса Христа, Богоматери и шести святых.


Фото: РИА ПензаСМИ, скриншот https://пензенская-епархия.рф/2024/09/05/вопросы-веры-беседа-о-росписи-алтаря-с/.

В Пензе завершилась роспись центрального алтаря Спасского кафедрального собора. В остальных частях сооружения работы по нанесению изображений еще ведутся.

Украшением собора занимается творческая мастерская, которой руководит Дмитрий Трофимов. Завершена роспись центрального алтаря главного собора Пензенской области. В этой части храма – теперь две большие композиции. Первую, на которой изображена Богоматерь с младенцем, нанесли в конхе. Так называется полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических частей зданий. Вторая композиция нанесена на горнем месте [место у восточной стены алтаря, напротив престола, где на некотором возвышении ставится кресло для архиерея]. Это изображения Спаса Вседержителя на престоле.

Можно увидеть и фигуры шести святых: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова, апостола Иакова (брата Господня), пророка Моисея и его брата, первосвященника Аарона. Появились орнамент, лепнина, золочение. Об этом говорится в интервью, которое размещено на официальном сайте Пензенской епархии.

«Нам удалось реализоваться тот проект, который можно назвать выстраданным, поскольку он создавался много лет. Когда смотрим на результат трудов нашего большого творческого коллектива, нас охватывают радостные чувства. Работа была интересной. Структура храма диктовала монументальный подход. Для нас это отвественная работа и интересная. Закончили расписывать алтарь и перешли в основной объем храма», – отметил Дмитрий Трофимов.

Содержание росписей было согласовано с митрополитом Пензенским и Нижнеломовским Серафимом, утверждено патриархом Кириллом.

По словам Дмитрия Трофимова, для воплощения проекта были отобраны достаточно сложившиеся в академическом искусстве образы.

«Известно много икон с изображениями Христа и Богоматери позапрошлого века. Храмовых росписей того времени до нас дошло меньше. В основном мы ориентировались на иконографический материал середины XIX века», – пояснил он.

Художник назвал и некоторые трудности. Столкнулись с большой работой по подготовке стен. Храм должен был «выстояться». Было много трещин в штукатурном слое, каждую из них заполняли специальным составом. Эта работа заняла больше времени, чем планировалось. Художник уточнил, что от подготовки стен зависит будущее этих рисунков.

До середины 2026 года должны завершить роспись всего храма. Впереди у художников – сложный этап, речь – о центральном куполе. Трудность в том, что не сохранились фотографии росписи, нанесенных в XIX веке. Поэтому будут опираться на письменные свидетельства. Известно, что там были показаны ветхозаветные и новозаветные сюжеты, они и будут лейтмотивом. Появятся сцены жертвоприношения Авраама, явление Троицы, пророки. В куполах восточных барабанов будут портреты Спаса-Эммануила (Христа-младенца). С северной стороны в куполе изобразят Иоанна Предтечу.

Он добавил, что стилистика этой росписи опирается на художественные работы синодального периода, на так называемое академическое искусство, но содержание строится на изображениях, которые создавались с прихода христианства на Русь.

В ходе беседы зашла речь о том, что не все смогут увидеть результаты труда художников. Это касается именно алтарной росписи. По канонам церкви, в эту часть храма вход прихожанам запрещен. Художник добавил, что у простых жителей появится возможность оценить работу на выставках (0+) , которые будут организованы в Пензе и Заречном.

Сотрудники мастерской уже почти завершили роспись и в правом алтаре, посвященном великомученице Екатерине. Начинаются работы в иконостасах центрального и правого приделов.