Художник рассказал, в чем сложность реставрации мозаики на ул. Карпинского в Пензе
Игорь Митяев является учеником создателя достопримечательности.
В Пензе идет реставрация мозаичного панно на фасаде дома, расположенном на улице Карпинского. Корреспонденту «ПензаСМИ» удалось пообщаться с теми, кто выполняет этот заказ, который позволит сберечь культурное своеобразие города.
СРОКИ ПОДЖИМАЮТ, НО ДЕЛО ИДЕТ
Учредители одной из пензенских рекламно-производственных компаний Сергей Некрасов и Михаил Подобрей рассказали, что в январе к ним обратились представители городской администрации с просьбой выполнить реставрацию наиболее разрушенной части панно. Компания привлекла специалистов к решению вопроса, на ее площадке и происходит реконструкция поврежденных участков. На нее же было возложен поиск расходных материалов и установка.
Панно «В. И. Ленин» на доме №1А по улице Карпинского утратило восемь элементов, каждый из которых имеет размер 0,75 метра на 1 метр. Их общая площадь – шесть квадратных метров.
«Трудно было подобрать цветовую палитру для мозаики. Несколько раз художник поднимался на стену, изучал изображение», - отметиили руководители компании.
Договорились с заводом, выпускающим смальту [цветное непрозрачное стекло]. Закупили 250 кг. Всего используется около 30 цветов. Особенность данной мозаики в том, что общий рисунок, его оттенок получаются путем выкладывания кусочков разного цвета. Вблизи она выглядит иначе. Высота панно – 15 метров, ширина – 12. Создатели мозаики проделали колоссальную работу, говорят представители компании.
Панно находится возле памятника Победы, где пройдут торжественные мероприятия, поэтому стоит задача завершить работу к 9 Мая. К 25 апреля должны быть готовы панели с рисунком, потом за дело возьмутся монтажники.
Примечательно, что встреча с людьми, которые взялись за восстановление монументального объекта, состоялась в День космонавтики. Дело в том, что сейчас идет восстановление части, на которой изображена ракета.
«ИОДЫНИС БЫЛ МОИМ УЧИТЕЛЕМ»
Пензе очень повезло – еще живы ученики создателей монументального объекта. А значит, есть шанс, что достопримечательность получит первозданный облик.
Реставрацией панно занимаются член Союза художников России Игорь Митяев и его сын Всеволод. Применяют метод обратного набора. Сначала блины смальты режут стеклорезами на полоски, потом откалывают маленькие кусочки. Каждый из них имеет размер 3-4 см. Рисунок укладывают лицевой стороной вниз, потом мозаика заливается клеем, что позволяет закрепить ее на сетке. Далее ее крепят на специальные панели.
Мозаичное панно было создано в 1972 году, к юбилею революции. Его выполнили художники, преподаватели Пензенского художественного училища Эдуард Иодынис и Лидия Скоробогатова. Впрочем, на самом панно указана другая дата – 1971.
«Иодынис был моим педагогом. Даже иначе скажу, это — мой учитель. Я приехал из Липецка в Пензу специально, чтобы у него учиться. Поэтому заниматься восстановлением этой работы для меня – большая честь», – пояснил художник.
Кстати, Игорь Митяев создавал мозаику на здании культпросветучилища по эскизу Иодыниса.
Собеседник агентства поделился, что реставрация сложнее, чем оригинальная работа. Важно не уйти от замысла создателей.
ПЕНЗЕНСКИЕ МОЗАИКИ НУЖНО СПАСАТЬ
Говорят, мозаикой в художественной среде занимаются немногие. Это технически сложно, затратно. К тому же плоды труда будут видны спустя месяцы или годы. Эти произведения творят художники-монументалисты и художники-керамисты. К числу вторых и принадлежит Игорь Митяев.
«Наша работа действительно непростая. Вдохновляет то, что мозаика остается на долгие годы, может быть, на столетия. Самой смальте ничего не делается. Важно, чтобы вода не попадала в конструкцию», – отметил он.
По его мнению, у верхнего края панно есть и другие проблемные участки. Он предполагает, что часть рисунка была сделана из керамической плитки. Эти места и подверглись разрушению. Но дело не только в этом. Разрушается данная достопримечательность из-за неграмотного обращения. На здании отсутствует козырек, поэтому по стене течет вода, повреждая красоту. По его словам, панно на улице Московской «Кандиевское восстание» страдает по этой же причине.
Можно добавить, что к ремонту объекта приступили не сразу из-за споров о том, в чьей собственности находится мозаика.
Художник отметил, что в случае необходимости готов подключиться к восстановлению и упомянутого выше мозаичного полотна.
«Мозаичные панно – культурное наследие города, они и создают его уникальность. Все это нужно срочно спасать, восстанавливать», – подытожил художник.
Напомним, о предстоящей реставрации панно на улице Московской заявил глава Пензы Александр Басенко.