31 марта 2024 Важно
1042

Юбилей со слезами на глазах. Что ждет никольское стеклоделие

Проблем в этой отрасли много, но производители не теряют оптимизма.


Фото: РИА ПензаСМИ, Никольский технологический колледж имени Д. А. Оболенского, личный архив А. Бухарина.

В 2024 году Никольск Пензенской области отметит сразу два юбилея: 70-летие самого города, а также 260 лет исполнится местному стекольному производству. Корреспондент РИА «ПензаСМИ» решил выяснить, как живут местные стеклоделы.

МАЛЫМИ СИЛАМИ БОЛЬШИХ ДЕЛ НЕ СДЕЛАТЬ

В 2010 году в Никольске закрылся завод «Красный гигант», который вел свою историю с 1764 года. Градообразующее предприятие было частью оборонно-промышленного комплекса, но и гражданской продукции выпускало немало. Никольские хрустальные сервизы и салатники знают все. Уделялось внимание разработке новых образцов в экспериментально-художественной мастерской (ЭХМ). Завод сотрудничал с художниками Москвы, Ленинграда, Пензы. За счет этого на высоком профессиональном уровне поддерживалось и массовое производство.

Предприятие, пережившее Великую Отечественную войну, исчезло в наши дни. На его наследии возникло несколько предприятий, которые смело ринулись в свободное плавание. Опирались на достижения «гиганта» – принимали мастеров, черпали идеи в придумках заводских художников. Однако возникли трудности, незнакомые «непотопляемому линкору», как именовали никольчане свой завод. Эти проблемы, отмечают местные жители, нарастают, грозя превратить некогда развитую сферу деятельности в кустарщину, а то и вовсе свести на нет.

По мнению Заслуженного художника РФ, организатора международных симпозиумов по стеклу Александра Фокина, перспективы никольского стеклоделия не назовешь радужными.

«Маленьким предприятиям сложно изыскать средства на расширение или замену оборудования. Да и вообще развиваться в одиночку трудно. Так, недавно закрылся один из таких мини-заводов», – уточнил он.

ШЛИФОВЩИКИ И ВЫДУВАЛЬЩИКИ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНЫ?

Проблема с кадрами проникла во все сферы, и стекольный промысел – не исключение. Сложился дефицит выдувальщиков, которыми Никольск славился всегда.

«Самым молодым из сегодняшних выдувальщиков – 45–50 лет. Но они на пенсию выходят раньше, поскольку это производство считается вредным для здоровья», – пояснил художник.

Раньше такой профессии обучали профессионально-технические училища в Гусь-Хрустальном, Дьдькове, Никольске. Сейчас обучение свернуто или стало менее качественным. Причина проста: не хватает практики – высвобождать смену для обучения предприятиям невыгодно. Поэтому на деятельность местного колледжа Фокин смотрит скептически.

Впрочем, по его словам, винить образовательную организацию в этих бедах нельзя. Негативных факторов много. Например, из реестра профстандарта Минтруда РФ исчезла профессия шлифовщика стеклоизделий. Это и есть «мастера алмазной грани», которыми в 50–80-е годы гордился Никольск. Профессия сложная, но интересная, творческая, близкая к искусству. В ней могли бы проявить себя еще десятки, сотни никольчан. Да и заработки были на высоте. И вот ее не стало! Дамоклов меч завис и над профессией стеклодува.

Собеседник добавил, что не хватает технологов по стеклу, хотя их готовили в нескольких городах. Кое-где еще обучают, но квалификация оставляет желать лучшего. Постепенно технология выпуска стекольной продукции утрачивается, считает он.

КАК ПРИВЛЕЧЬ ТВОРЦОВ В ОТРАСЛЬ

Сегодня на предприятиях Никольска, говорит Фокин, нет художников по стеклу, а еще двадцать лет назад было несколько. Они разрабатывали образцы, осваивали новые технологии.

«Малым производствам такой специалист без надобности: мощности небольшие, а надо зарабатывать деньги. При этом художнику нужно создать условия, чтобы ему было интересно. Соединить эти противоречивые задачи в условиях малого бизнеса сложно. Да и вообще художник по стеклу стал редкостью. Таких специалистов выпускает Санкт-Петербургская академия имени Штиглица, но там в основном учатся девушки. Вряд ли они поедут в Никольск. Предлагал Пензенскому художественному училищу сотрудничать, но пока понимания там не нашел», – отметил он.

С другой стороны, без подпитки творческими идеями стекольные производства упираются в тупик. В итоге – замкнутый круг. Эту проблему на местных предприятиях пытались решать по-разному. В основном копировали то, что делал Никольский завод светотехнического стекла (ЗАО «НЗСС»).

После ликвидации «Красного гиганта» это предприятие стало флагманом местной стекольной промышленности. Ведет историю с 1954 года [в советские годы назывался «Никольский стеклозавод»]. Выпускает плафоны, рассеиватели, посуду и декоративно-художественные изделия. Владелец предприятия раньше был активен, его менеджеры приобретали в Европе технологии и производственные линии. Остальные стеклоделы перенимали все эти новшества. Но сейчас, считает Фокин, это движение замедлилось.

ВОПЛОТИТСЯ ЛИ МЕЧТА ХУДОЖНИКА

Александр Фокин считает, что отрасли нужна господдержка. После поездок по зарубежью у художника зародилась мысль о создании ассоциации стеклоделов. Такая организация повысила бы эффективность Стекольного кластера и дала правовые инструменты для защиты интересов местного бизнеса. А главное – позволила бы объединить одаренных стекольщиков. Собеседник агентства видел подобное в США, где есть международный центр образования в области стекольного искусства Pilchuck Glass School.

«Там собрали лучших, создали все условия, чтобы стекло развивалось. Чем мы хуже?» – говорит он.

Он напомнил, что в Никольске есть здание заводоуправления, объект культурного наследия. Место идеально подходит для ассоциации. Но пока все это – только мечты.

«ВАЖНО СОХРАНИТЬ ПРОФЕССИИ СТЕКЛОДЕЛИЯ»

Директор Никольского технологического колледжа имени А. Д. Оболенского Ольга Задкова поделилась своим видением ситуации. Она рассказала, что это образовательное учреждение является уникальным. Оно осталось единственным в стране, где готовят квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для стекольной промышленности.

Там обучают двум профессиям, которые можно назвать традиционными для Никольска: «Мастер-изготовитель деталей и изделий из стекла», «Производство тугоплавких неметаллических и силикатных материалов и изделий». Первая из них непосредственно связана с выдуванием продукции из стекла. Колледж сотрудничает с семью социальными партнерами из числа малых и средних стекольных предприятий города. Три из них – базовые партнеры, где студенты регулярно бывают на практике.

Руководитель напомнила, что есть профессиональные стандарты, которые дают возможность обучить студентов. А они, согласно законодательству, формируются по заявкам работодателей.

«Действительно, из реестра профстандартов Минтруда РФ (тарификационного справочника) исчезла профессия шлифовщика стеклоизделий. Соответственно, перестали обучать. С течением времени эта профессия утратила свою актуальность, поскольку изготовлением продукции из хрусталя занимается лишь одно предприятие в городе. В 2017 году мы собирали руководителей стекольных предприятий Никольска и довели до них информацию о том, что профессия шлифовщика стеклоизделий может исчезнуть из обучения. Они подтвердили, что их это устраивает, то есть отказались за нее бороться», – отметила Ольга Задкова.

Директор подтвердила, что из профстандартов хотели убрать и профессию выдувальщика, поэтому в колледже делают все, чтобы такого не допустить. Хотя она и звучит иначе, чем раньше, но суть сохранилась – это работа по выдуванию стекольных изделий.

«Стараемся сохранить никольские традиции стеклоделия. В результате совместной работы федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) актуализирован и поменял свое название, теперь он звучит так: «Мастер по изготовлению, обработке, отделке деталей и изделий из стекла». В настоящее время ФГОС одобрен специалистами ФГБОУ ДПО ИРПО, находится на согласовании в Минпросвещения РФ, Роспотребнадзоре и Миниюсте России», – пояснила она.

Директор добавила, что образовательная организация стремится еще теснее сотрудничать с производственниками, поскольку видит интерес ребят и родителей к стеклоделию. Сейчас колледж готовится к проведению профессионального фестиваля «Хрустальный парус», на который пригласили мастеров, предпринимателей, студентов из ряда регионов России и Белоруссии.

КАК ЖИВУТ ПРОДОЛЖАТЕЛИ ТРАДИЦИЙ

Одним из наиболее перспективных в Никольске является ООО «Бахметьевский завод», который был создан на базе упомянутой ЭХМ «Красного гиганта». Там возрождают традиции стеклоделия дореволюционной поры. Представитель владелицы предприятия Марии Амурски Алексей Бухарин рассказал, как живет этот завод.

«В стране лишь три небольших фабрики производят хрусталь, в том числе наша компания. Изготавливаем из бесцветного и цветного хрусталя высокохудожественные изделия, продукцию среднего класса и прессованную. Гордимся, что создаем эксклюзивные изделия по образцам 18–19 веков, при этом используется ручной труд, как 100 лет назад. Возрождаем традиции предприятия, которое основал в 1764 году Алексей Бахметев. Были трудности из-за разрыва торговых связей со страной, где закупали сырье и комплектующие. Однако сумели найти других поставщиков», – пояснил руководитель.

По его словам, 200 изделий предприятия получили статус народно-художественного промысла, но надеются зарегистрировать больше. Хотят получить федеральный статус народно-художественного промысла (НХП), который предоставит преференции. С 2016 года завод имеет региональный статус НХП.

Он подтвердил, что проблема нехватки кадров для предприятия актуальна. Очередь из желающих стать выдувальщиками или шлифовщиками не выстраивается, хотя зарплаты довольно высокие.

«Пока рабочие есть, но что будет дальше – непонятно. Дети не спешат идти на завод, а мастера стареют. Как можем, стараемся привлекать кадры, проводим бесплатные экскурсии. Приезжают посмотреть на уникальное производство туристы из разных регионов», – пояснил он.

Алексей Бухарин добавил, что когда из профстандартов убрали профессию шлифовщика стеклоизделий, то на предприятии вовремя не заметили угрозу. Посчитали, что справятся с проблемой своими силами...