Нонна Ивановна Спрыгина: первый пензенский профессиональный археолог
Не имея специальной подготовки, она добилась больших научных достижений за счет самообразования.
Фото: фото ПензаСМИ материалов краеведческого музея.
Сегодня в коллекции пензенского областного краеведческого музея – более 140 тысяч экспонатов. Он представлен двумя корпусами, расположенными на ул. Красной и Белинского. И мало кто знает, что все начиналось в начале XX века с небольшой коллекции и археологических находок, сделанных … женщиной – Нонной Ивановной Спрыгиной. Именно она стала родоначальником отдела археологии и этнографии музея.
Примечательно, что изначально у нее не было специальной археологической подготовки. Больших успехов она добилась благодаря самообразованию. К ее исследовательским материалам до сих пор обращаются современные этнографы и краеведы.
НАЧАЛОСЬ ВСЕ С ХОББИ
Нонна Спрыгина была представителем известной семьи. Ее муж – профессор, известный ботаник и исследователь природы Среднего Поволжья, родоначальник природоохранного дела Иван Иванович Спрыгин. Интерес к науке у Нонны Ивановны, скорее всего, зародился в том числе и благодаря ему. Она помогала супругу в экспедициях, создании гербария, переписке его научных работ. То есть начиналось все как хобби, отмечает заместитель директора пензенского областного краеведческого музея Сергей Никушкин.
А познакомились будущие супруги, когда Нонна училась в Пензенском художественном училище им. Н. Д. Селиверстова. Иван Иванович работал там преподавателем. Училище она не окончила, но умение хорошо рисовать очень помогло ей в будущей этнографической и археологической работе. Она хорошо составляла карты и изображения найденных предметов, элементов декора и национальных костюмов.
«В 1905 году возникло Пензенское общество любителей естествознания (ПОЛЕ), одним из основателей которого был Иван Спрыгин. Это была такая общественная организация, которая объединяла людей, увлекающихся естественными науками: минералогией, ботаникой, палеонтологией, физикой, химией. В то время был большой интерес к этой области знаний. И в каждом регионе появлялись такие негосударственные объединения любителей естественных наук. В Пензе именно ПОЛЕ в дальнейшем дало начало многим серьезным организациям. Например, были созданы планетарий, ботанический сад и в том числе наш краеведческий музей. Он начинался как место, где ученые могли демонстрировать свои достижения и находки», – пояснил Сергей Никушкин.
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Нонна Спрыгина стала активным членом общества ПОЛЕ. В период Первой мировой войны посвятила себя помощи беженцам из западных регионов страны, занималась самообразованием. В 1919 году начала работать в краеведческом музее, стала создателем нового отдела «Человек», который объединял антропологию, археологию и этнографию. Сперва решили сосредоточиться на археологии, так как наработки по этой теме у ПОЛЕ уже были.
«Подотдел археологии открыт в 1922 году. В основу его был положен материал стоянок близ г. Пензы [работы Ивана Спрыгина] и материал, полученный от различных учреждений и частных лиц: собрание Ученой архивной комиссии, находившееся в Институте народного образования, часть коллекций художественного музея, имеющая краевое значение, и др. Из них наиболее ценными являются: 1) материал Ефасвского могильника, раскопки В. М. Терехина, 2) коллекция одиночных находок предметов доисторического быта в Пензенской губернии, составившаяся из собраний Художественного музея и ПОЛЕ», – пишет она в работе «Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии».
Для занятия археологией, Нонна Спрыгина окончила Музейные курсы при главнауке, вела переписку с известными учеными того времени, некоторые из них участвовали с ней в совместных раскопках на территории региона. Проводила и самостоятельные исследования. Она собрала бесценный материл по пребыванию первобытного человека, составила археологическую карту Пензенской области.
Чтобы получить сведения о местонахождении археологических памятников, рассылала анкеты и проводила опросы населения. Это позволило получить ценные сведения от крестьян губернии.
«Таким образом, Н.И. Спрыгина оказала большое влияние на становление пензенской археологии. При её непосредственном участии был создан отдел археологии в Пензенском краеведческом музее, положено началу накоплению и систематизации археологических экспонатов. Ею впервые на высоком профессиональном уровне были организованы исследования археологических памятников в регионе, к участию в которых были привлечены ведущие советские археологии», – говорится в публикации, размещенной в «Международном научно-исследовательском журнале».
СОХРАНИТЬ НАРОДНЫЙ БЫТ
Большой вклад Нонна Спрыгина также внесла в изучение культуры и быта пензенских народностей, в особенности мордвы. В 1923 году она начала работу по сбору этнографического материала, который был представлен на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Но он стал достоянием Московского центрального музея народоведения.
«Весною 1924 года перед музеем стала задача начинать работу по сбору экспонатов сначала. Это было затруднительно при отсутствии средств и кадра сотрудников. Летом 1924 года с очень ограниченными средствами я работала в нашем Наровчатеком уезде. Попав в интересный район, трудно строго держаться намеченной программы, не пропустить явления, которые, может быть, скоро исчезнут в народном быте, а потому мною отмечались не только явления материальной культуры, но и записывались обряды, заговоры, помещались и зарисовывались священные места мордовских молян», – пишет ученый в книге «Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии».
В поиске этнографического материала она вновь прибегла к помощи жителей губернии. Разместила в газетах, в том числе тех, что выходили на национальных языках, руководство по сбору этнографического материала. Вела работу с учителями, Нонна Спрыгина разослала по всем школам программу этнографического обследования.
«… организовывала этнографические выставки, проводила беседы со слушателями мордовского и татарского отделений Педагогического техникума и Советской партийной школы о методике сбора этнографического материала. В ходе бесед её было получено множество уникальных сведений о древностях народного быта и культуры, обычаях, легендах и преданиях. Стремясь как можно быстрее собрать еще не успевший исчезнуть самобытный материал о населении родного края, Нона Ивановна была инициатором создания ряда анкет и опросников, распространяемых среди местного населения», – пишут авторы публикации, размещенной в «Международном научно-исследовательском журнале».
В результате ученый охарактеризовала основные пензенские народности – их быт и культуру.
«В 1927 году в Пензенском краеведческом музее был открыт отдел этнографии. Это событие явилось итогом проведенной работы, вложенных сил и средств», – отмечается в публикации.
ИТОГ
Вероятно, Нонна Ивановна могла сделать еще многое для пензенской науки. Но в 30-х годах в рамках кампании по поиску врагов ее вместе с мужем отстранили от работы.
«Коллегия Пензенской окружной рабоче-крестьянской инспекции посчитала необходимым с работы в музее снять Спрыгина И. И. и всех его соратников, людей, которые основали музей и отдавали ему все свои силы и знания. В их числе – гр. Спрыгину Н. И. как не имеющую ни исторической, ни филологической подготовки и идеологически чуждую современным требованиям в области научных знаний и общественной жизни», – отмечается в публикации пензенского краеведческого музея, посвященной отцам-основателям учреждения.
В 1944 году она переехала в Москву, где скончалась 23 июля 1953 года.