19 июня 2018 Важно
1193

Со школьной скамьи: где в Пензе учат востребованным специальностям?

Как инженерно-техническая школа № 64 шагает в ногу со временем.

Профессии инженера и IT-специалиста стали самыми востребованными в 2017 году - утверждают аналитики из ManpowerGroup. Экономическая модель в стране меняется в сторону развития промышленности и технологий, что оказывает влияние на рынок труда. Промышленные предприятия Пензы и Пензенской области также демонстрируют рост основных показателей финансово-экономической деятельности: более 40% налоговых отчислений в региональный бюджет составляет доля промышленного сектора.

Социальный заказ общества и определенный «кадровый провал» вносят изменения в саму суть образования: уже со школьной скамьи надо начинать системную подготовку высококвалифицированных специалистов, способных выбирать профессиональный путь; формировать у школьников компетенции, востребованные в региональной экономике и промышленности.

Исходя из вышеперечисленного, в 2014 году в Пензе пять школ получили статус инженерно-технических. Одна из них - № 64, где для реализации образовательного проекта по внедрению начальной инженерной подготовки к тому времени сложились все предпосылки. В 2012 году обновился каровый состав, пришла новая управленческая команда, образовательное учреждение определило для себя актуальное направление развития.

План реализации образовательного проекта «Инженерно-техническая школа» был одобрен Управлением образования, и в течение 2013-2014 учебного года педагогический коллектив уже начал свои первые шаги в поиске новых форм технологического образования школьников и организации массового привлечения детей к техническому творчеству.

Столярная и слесарная мастерские, два компьютерных класса, полученное по программе модернизации образования оборудование для классов физики, химии, биологии, робототехнические наборы - так была заложена материальная основа для внедрения профильного инженерно-технологического обучения. Ради формирования интереса к профессиям технической направленности в учебном плане школы простроена линия технологического образования с 1 по 11 классы.

Для учащихся начальной школы началось обучение LEGO-конструированию, элементам ТРИЗ, моделированию из бумаги. В 5-9 классах вводится робототехника и проектная деятельность в технологии. На уровне предпрофильной подготовки в 8-9 классах - модуль черчения в рамках курса технологии. В 10-11 классах было организовано профильное «Инженерно-техническое обучение»: физика практической направленности, проектная деятельность в технологии, компьютерная графика и дизайн, 3D-моделирование и инженерная графика.

Чтобы обеспечить практическую направленность обучения, организовано сотрудничество с высшими и средне специальными учебными заведениями, а также промышленными предприятиями. В аудиториях и лабораториях ПГУАС старшеклассники знакомятся с машиностроением, технологией материалов, техникой и технологией транспорта, деревообработки, электротехникой и материаловедением. Учащиеся профильного класса в течение двух лет проходят обучение по программе «Политехническая школа» на базе ПГУ, и ее сертификат дает абитуриенту дополнительные баллы.

Школа также сотрудничает с промышленными предприятиями - АО «ПТПА», АО «Радиозавод», специалисты которого оборудовали рабочие места в школьной мастерской для практических занятий по электротехнике.

В 2017-2018 учебном году на базе школы были организованы две региональные площадки: проведение российского этапа международных робототехнических соревнований «EUROBOT» и «Яндекс. Лицей» по обучению детей основам программирования на языке Python.

1 марта 2017 года состоялось открытие ТехноЦентра64, который по своему замыслу соответствует концепции НТИ и должен стать основополагающим элементом в рамках развития Инженерно-технической школы. ТехноЦентр64 оснащен современным оборудованием: станок лазерной гравировки, 3D-принтеры (технологии FDM и SLP/DLA печати), станок для лазерной гравировки в стекле, плоттер, четырехосный фрезерный станок. Квалифицированные специалисты способны поддержать учеников в осуществлении их проектной деятельности и обучить навыкам работы на современном высокотехнологичном оборудовании.

Весной 2016 года на Московского международном салоне образования был представлен проект «Инженерно-техническая школа», за четыре года реализации которого в четыре раза возросло количество учащихся начального и среднего звена, занимающихся техническим творчеством и робототехникой. Кроме того, развивается проектная деятельность школьников на базе ТехноЦентра64. В следующем учебном году откроются новые кружки, в которых дети будут заниматься техническим изобретательством, предпринимательством и осваивать беспилотные технологии.

Сейчас учебное заведение ищет пути развития материальной базы, привлекает к реализации своих планов партнеров и спонсоров, так как существуют определенные трудности из-за отсутствия целевого финансирования инженерных школ. Например, необходима покупка лицензионного программного обеспечения для 3D-моделирования, а расходование целевых средств этого не предусматривает.

Вторая проблема - подбор кадров. Занятия в кружках технического творчества, робототехники, работа на современном оборудовании изначально предполагает наличие соответствующего технического образования, навыков и желания развиваться.

В 2018-2019 учебном году будет принята программа развития учебного заведения на предстоящие пять лет и образовательный проект «Инженерно-техническая школа» получит своё продолжение. И его цель не в том, чтобы все выпускники школы непременно стали инженерами.

Главное - сформировать понимание того, что сейчас профессии инженерно-технического направления востребованы как в нашем регионе, так и по всей стране, обеспечить качественную подготовку для тех учащихся, которые выберут в дальнейшем профессию инженера, IT-специалиста или специалиста по 3D-печати, развить навыки, необходимые для успешной деятельности.