17 февраля 2022 Важно
6109

Целевой прием, институт наставничества и любовь к профессии: оптимальная формула подготовки учителей

«Педагогическое образование» вошло в тройку направлений-лидеров, которые выбирают абитуриенты. Такие итоги в своем исследовании представила Высшая школа экономики. По данным ВШЭ, в приемную кампанию 2021 года самыми популярными направлениями стали «Здравоохранение», «Информатика и вычислительная техника», «Педагогическое образование», «Юриспруденция» и «Экономика». Впервые абитуриенты, планирующие стать учителями, обогнали по числу тех, кто поступал на юридические направления.


Фото: Из личного архива Евгения Обушникова.

«Мы видим, что слово "педагог" у нынешней молодёжи всё больше ассоциируется со словом "престиж". И нам важно, чтобы все ребята, которые выбирают этот путь, были уверены в своем завтрашнем дне, в своём месте работы, чтобы у них был комфортный вход в профессию. Все наши инициативы и программы поддержки педагогов и педагогического образования направлены на это. Немаловажно, что вслед за ростом популярности растёт и качество приема»,
— отметил министр просвещения Сергей Кравцов.

В Пензе подготовку учителей ведет Педагогический институт им. В. Г. Белинского ПГУ. В структуре института три факультета: историко-филологический; педагогики, психологии и социальных наук и факультет физико-математических и естественных наук. Учителей физической культуры готовит Институт физической культуры и спорта ПГУ.

По результатам приема — 2021 по укрупненной группе «Образование и педагогические науки» в рамках контрольных цифр приёма в ПГУ поступило 245 человек. Примерно столько же зачислено на платной основе. Самыми популярными педагогическими направлениями среди абитуриентов стали «начальное образование», «математика», «русский язык и литература», «английский язык».

Возрастает спрос на педагогическое образование и среди иностранных абитуриентов. К примеру, в текущем учебном году ряды будущих педагогов пополнили 116 представителей иностранных государств.

По словам директора Педагогического института им. В. Г. Белинского Ольги Суриной, современного учителя можно подготовить, только опираясь на передовые подходы. При этом она высказала мнение о необходимости особого внимания к структуре целевого приема.

«Сейчас система целевого приема не дает полной гарантии трудоустройства для выпускника. Целевые направления выдает сама образовательная организация. И если учитель-предметник нужен ей сегодня, то не факт, что эта вакансия будет открыта, когда студент окончит обучение. Возникает проблема, что мы готовим студента-целевика, а места для него не находится. Если бы, например, целевые направления выдавались муниципалитетами, то эту несостыковку можно было бы устранить. Если в одной школе нет места, то выпускник с целевым направлением может пойти в другую, где требуется такой специалист. Изменение структуры целевого приема будет своевременной и действенной мерой по закреплению выпускников в профессии», — пояснила Ольга Сурина.

В университете реализуется целевая программа «Создание инновационного образовательного центра подготовки педагогических кадров — "Учитель цифрового общества"». В рамках программы оборудуются современные рабочие места учителя-предметника. «Студенты еще в процессе обучения должны быть максимально погружены в профессию. Проект «Учитель цифрового общества» представляет собой полное воссоздание образцового места современного учителя. Мы должны показать нашим студентам все, что может пригодиться в работе. Здесь будущие педагоги в цифровой среде смогут на практике применить те знания, которые им дают преподаватели института», — добавила Ольга Сурина.

В школах региона ждут молодых специалистов. Свою профессиональную деятельность некоторые студенты начинают, еще обучаясь в университете.

«Я учусь на первом курсе магистратуры и работаю учителем математики в школе №63. Сюда как раз требовался педагог по моей дисциплине. И я решил совместить учебу с работой по специальности. Пока удается успешно. Помимо работы в школе, успеваю и с друзьями встретиться, и дома отдохнуть, и на сцене выступить в труппе студенческого театра ПГУ «Кириллица». Я изначально хотел пойти работать с детьми. Раньше работал вожатым в школьном лагере, потом ездил в загородный приморский лагерь от университета. В преподавании стараюсь учитывать уровень сложности материала, находить доступные способы его изложения, готовить интересные задачи. Хочется, чтобы ученики не воспринимали математику как скучную науку. Поэтому я всегда стремлюсь показать практическую пользу от пройденной темы, чтобы их заинтересовать. Еще очень важно самому любить свой предмет. Тогда сможешь привить это ученикам, дети ведь все чувствуют», — рассказал студент магистратуры ФФМиЕН Евгений Обушников.

Студентка ФФМиЕН Татьяна Герасимова в этом году оканчивает бакалавриат вуза и также уже работает в школе. «Пошла работать в школу при первой же возможности, потому что, считаю, это мое призвание. Мне нравится отвечать на вопросы и показывать ребятам, как устроен мир. Я преподаю физику у семиклассников. Работа учителя в последнее время становится более престижной. Мы идем в ногу со временем — часто используем современные технологии на уроках, то есть и работать тоже становится интересней. В материальном плане меня работа устраивает. У молодых специалистов есть стимулирующие выплаты. В общем, если не бояться работать, то работать в школе можно и нужно!» — выразила мнение Татьяна Герасимова.

Ольга Петровна Сурина подчеркнула, что необходимо развивать институт наставничества в школах. «Многие студенты старших курсов уже работают в школе. Нагрузка большая, а ситуации могут возникнуть разные. На мой взгляд, к каждому начинающему учителю нужно прикрепить куратора из числа опытных педагогов, который будет ему помогать. Это позволит сделать процесс вхождения в профессию комфортным. Бывают случаи, когда одна конкретная ситуация может отбить желание работать в школе. Методическая помощь и развитие профессиональных компетенций, совет наставника для тех, кто только делает первые шаги, очень дорогого стоят», — прокомментировала она.

В вузе стараются оперативно реагировать на запрос работодателей. «Мы проводим анкетирование выпускников и потенциальных работодателей. Выясняем проблемы, выявляем "болевые точки" в подготовке педагогов. Оперативно стараемся восполнить пробелы за счет изменения содержания учебных программ, введения новых дисциплин в учебные планы», — сообщила Ольга Сурина.

В 2022 году на направление педагогического образования в рамках бюджетного приема Пензенский госуниверситет готов принять 347 абитуриентов.

«Бюджетные места на направление «педагогическое образование» в этом году увеличены. Это очень своевременное решение. Потребность в учителях возрастает. Наш Пединститут единственный в регионе, кто на уровне высшего образования готовит педагогов. Выпускники педагогического профиля востребованы во всех районах Пензенской области. Мы часто получаем положительные отзывы о подготовке наших ребят. А лучшей благодарностью для самих учителей, конечно, являются успехи учеников. Пусть таких достижений будет еще больше», — прокомментировал ректор Александр Гуляков.