26 апреля 2018 Важно
1271

Пензенские итоги реализации «майских указов». Часть 1: «Экономическая политика»

7 мая состоится инаугурация Президента страны. Насколько местная власть помогла ему победить и готова помогать дальше?


Фото: ПензаСМИ/kremlin.ru.

Высокие показатели доверия к действующему Президенту страны, показанные на выборах в Пензенской области, дали повод говорить о «высокой оценке работы» местной власти. Топовые управленцы восприняли это как свою заслугу и как гарантию доверия главы государства на следующую президентскую каденцию.

Но так ли это? Возможно, кто-то не помнит, но шесть лет назад Президент России Владимир Путин первым делом подписал пакет из десяти «майских указов», определявших основные направления внутренней политики государства на ближайшие шесть лет.

И сейчас, возможно, самое время задаться вопросом не как местное руководство использовало заоблачный рейтинг действующего главы государства, обеспечив ему высокие показатели на выборах, а насколько местная власть реально за прошедшие шесть лет укрепляла доверие к главе государства?

РИА «ПензаСМИ» дает старт серии публикаций о том, как выполнялись в Пензенской области «майские указы» президента РФ 2012 года, финиширующие к 7 мая.

По возможности мы будем сопоставлять так называемые «индикативные показатели» - желаемое с действительным. В большинстве указов они прописаны - к 2018 году - истечению президентского срока - достичь таких-то показателей. Но не везде так. И где таких индикативных показателей нет, мы, уж извините, будем пытаться прояснить ситуацию нарративными источниками - СМИ, обращениями граждан и т.д. - ну так они же и отчеты пишут - а журналисту такой способ прояснения ситуации куда более приличен, нежели чиновнику.

Поехали.

Первый «майский» за номером 596 имел название «Указ о долгосрочной государственно-экономической политике».

Там говорится следующее: «Правительству Российской Федерации принять меры, направленные на достижение следующих показателей:

… б) «увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году».

Доля инвестиций в основной капитал ВВП рассчитывается как частное от деления валового накопления основного капитала (без учета ценностей) и валового внутреннего продукта, рассчитанного методом использования доходов.

Так вот, реально по стране (здесь и далее официальные данные Росстата ) на 2017 год приблизительно 21,2%. Но как дела у наших?

Смотрим и видим, что на момент подписания указов у нас все было вроде бы неплохо - доля инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту составляла 26,9%. Ну, примерно к чему вся страна стремилась к 2018 году. Но смотрим динамику. В следующие годы идет увеличение - за 30,4%. А вот после 2016 года начинается резкое снижение. До 19,2%.

Нет, колебания у всех есть. Но такое резкое пике наблюдается среди соседей только у Нижегородской области.

Тут есть один момент, тоже отслеживающийся по статистическим показателям - степень износа основных фондов. То есть нечем тебе чем гвозди забивать, ибо молоток уже в негодность пришел. Вложились в покупку следующего. Сразу много, а потом показатели упали, но это не значит, что мы стали меньше о будущем думать.

Смотрим. У Нижегородской области этот показатель реально снизился с 49,7% до 26,3% (2013-2015 годы - у нас статистика «гуляет» по годам в строгом соответствии с данными Росстата). Ну чуть не в два раза! У нас же с 57% до 52%. Тоже снижение, неплохо… Но непонятно, в отличие от нижегородцев, почему идет снижение показателя вложений в основной капитал!

Инвестиции в основной капитал, напомним, это вклад в будущее своего дела. Что же так в будущее пензенских предприятий перестали верить? И почему? Что, у нас область такая непривлекательная стала?

Смотрим дальше.

«в) увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года».

Вы не поверите, но у нас до 2016 - далее данные Росстата теряются - доля эта сократилась с 23,5 до 22,5%. Радует, что хоть снижение в 1,04, а не в 1,3 раза, как положено по президентской программе.

В связи с этим эффективность деятельности технопарков, бизнес-инкубаторов, а также программ поддержки инноваций, обильно представленных и рекламированных в Пензенской области, вызывают определенные сомнения.

Смотрим дальше.

«г) «увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года»

По Пензенской области это вообще песня. В январе в областном центре прошла конференция «Участие Пензенской области в приоритетной Федеральной программе «Повышение производительности труда и поддержка занятости». Основная цель программы – реализовать региональные программы повышения производительности труда и поддержки занятости в субъектах Российской Федерации, которые позволят повысить производительность труда на предприятиях-участниках не менее чем на 30%.

Тут нам торопиться не надо в программу входить. Пока там шесть пилотных проектов по областям. Но 2018 году такие программы будут реализованы в 15 субъектах Федерации на 150 предприятиях, к 2025 году – в 85 субъектах Федерации на 850 предприятиях.

Итак, региональная программа позволит помочь не более чем десяти предприятиям. И это при условии, что будет еще региональная программа поддержки, которую пока еще обсуждают. И обсуждают, судя по информации о том, как проходило заседание круглого стола в Торгово-промышленной палате весьма оригинально: «Генеральный директор ООО «Кайзен Технолоджи Центр» г.Нижний Новгород Сергей Харитонов рассказал о технологии бережливого производства. Отдавать предпочтение инновациям в старой управленческой среде выступающий не советовал, назвав это сочетание неэффективным. По его словам, денежные средства не являются мотивирующим фактором. Даже 47 млн рублей, которые выделяются по федеральной программе, и то не будут мотивировать персонал. 80% персонала могут стать лояльными, а 20% не смогут».

Что делать с «нелояльным населением» - главный вопрос, который доселе не был поднят ни в одной программе, не то что принятой, но и обсуждаемой в нашем региональном правительстве. Понятно, что по федеральной программе они будут вынуждены действовать в рамках 10 предприятий, но что с остальными делать, они должны будут придумать.

Пока же показатели крайне удручающие.

Начиналось все бодро: согласно докладам первого замминистра экономики Рауфа Чакаева, до 2015 года ежегодный прирост в сравнении к году предыдущему составлял около 4%, и на 2015 год составил 120,25%. В оставшиеся пару лет стоило поднапрячься… ну 150 положенных не получилось бы, но все же… Но нет! В 2016 показатель составил 96,1%, и сразу же общий показатель упал до плюс 15,57%. Какие там полтора раза повышения по президентской программе!

Опять-таки отметим, что утешением может являться общее невыполнение и снижение за 2016 года на 0,3%. Но не 3,9%! В 13 раз страну обогнали!

«д) «повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году»

35, на самом деле. Но тут Пензенская область вряд ли чем помочь могла. Можно этим утешиться…

За выполнение майского указа №597 Пензенской области жирный минус! В следующей статье посмотрим, как мы справились по части социальной политики.

Автор: Максим Денисов