Пензенцы против маршруток. Хватит это терпеть?
В Интернете активно обсуждают транспортную ситуацию в городе. Жители областного центра призывают чиновников сократить количество единиц маршрутных такси, заполонивших Пензу, и увеличить число муниципальных маршрутов.
На фоне повышения стоимости проезда в общественном транспорте у жителей областного центра «накипело». После того, как платить в маршрутке стали по 27 рублей, перевозчики заговорили об очередном повышении. Жителей Пензы не впечатлил аргумент об инфляции и росте цен на бензин, и в новой социальной сети «Яндекс.Район» появился резонансный пост с призывом прекратить терпеть навязанные транспортными компаниями правила. Приводим его текст полностью (авторские орфография и пунктуация сохранены):
«Пензенцы, вам не надоело это терпеть? Более того, спонсировать. Я сейчас про маршрутки. Мало того, что цену вломили, так еще и засоряют дороги. Маршруток слишком много. Они просто не удобны, водители набирают всегда полный салон. И вы за это готовы платить и терпеть, не смотря на то, что есть автобусы с такими же маршрутами? Понимаю, когда автобусов и троллейбусов нет на маршруте, тогда деваться некуда, а так... Сегодня ехала, маршрутки у центрака столпились так, что только одна полоса свободна была. И это нормально? Маршрутки - позор на лице города», - пишет пензячка.
Пост собрал более сотни лайков и лишь два десятка дизлайков. Что же хотел донести до нас автор? Что подразумевала она под словами «терпеть» и «спонсировать» и почему этот пост нашел отклик в сердцах других горожан. Наверное, основной посыл – цену на проезд подняли, а комфорта не прибавилось. Разберемся поподробнее...
Транспортные перевозки делятся на 2 вида: регулярные перевозки по регулируемым тарифам (тарифы устанавливают представители городской власти) и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам (цены диктуют частные транспортные компании). В настоящее время предусмотрено 59 маршрутов, 6 из которых отнесены к регулярным перевозкам по регулируемым тарифам (троллейбусные маршруты №№ 1, 2, 6, 7, 8, 9) и 53 маршрута к регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам. Численный перевес на стороне частников. Это видно невооруженным взглядом.
Крупногабаритный транспорт уже на протяжении долгого времени приносит убытки, c этим не поспорить. Постоянные скачки цен на бензин, «рваный» пассажиропоток в городе, попытки увеличить количество муниципальных маршрутов делают свое дело. Зачастую многие отказываются это понимать и делятся своим мнением на этот счет, прямо как в нашей ситуации. Частный бизнес должен приносить прибыль, вот и все аргументы перевозчика, и понять их можно. Но можно понять и горожан.
Мы изучили комментарии под эмоциональным постом жительницы Пензы более детально и пришли к выводу, что не все пользователи разделяют ее точку зрения. «Автор, постой в 6 утра на морозце, подожди свой автобус, а потом на маршрутчиков наезжай», «Вы, видимо, не застали то время, когда до Арбеково на автобусах добирались по два часа, да ещё с пересадками», «Настоящий позор - обшарпанные троллейбусы с одним пассажиром и кондуктором в салоне, создающие пробки из-за своей нерасторопности и работающие в убыток». Это лишь малая часть тех, кто, мягко говоря, не согласился с женщиной.
Но здесь возникает другой вопрос. Не станут ли те, кто сделал перевозки более удобными, устанавливать такие цены, какие захотят? Это вполне реальная опасность, ведь нас уже подводят к очередному повышению. Так стоимость билета можно поднять и до 40, до 50, да хоть до 100 рублей. Так что правы и те, кто считает, что пассажирские перевозки – отрасль стратегическая, и государство должно ее контролировать. А не отдавать полностью в частные руки. Попытка перехватить этот бизнес у частников предпринята – Пенза закупает больше сотни новых автобусов. Но хватит ли сил создать новое муниципальное транспортное предприятие, которое будет достойным конкурентом частнику по соотношению цена-качество?
Мы, в свою очередь, приглашаем читателей «ПензаСМИ» присоединиться к обсуждению и просим поделиться своим мнением на счет сложившейся ситуации в комментариях под статьей.