Помните школьных психологов в свое время? Не знаю, как у вас, а у нас они появлялись раза два в год: приходили на занятия, доставали карточки с цветами (тест Люшера), просили выбрать, обещали потом рассказать о результатах. Рассказывали, но спустя полгода, когда приходили опять, для проведения нового теста. Могла ли такая диагностика вовремя выявить проблему ребенка? Сомнительно.

Надеюсь, что сейчас дело обстоит по-другому, и психологи расширили свой функционал работы. Но те, кто скидывает всю ответственность на них, забывают то время, когда были сами детьми. Представьте: вы школьник, студент, вас гложут проблемы в отношениях с одноклассниками или неразделенная первая любовь, может быть, вы считаете, что к вам несправедливо относится учитель. Вы пойдете поделиться к психологу? Наверняка нет. Любой подросток понимает: психолог – часть системы, и хоть и есть профессиональная этика, но где гарантия, что милая женщина, которая сейчас выслушивает, как Марья Ивановна поставила незаслуженную тройку, не расскажет в учительской ей о тебе? Вспоминается случай, о котором на одном из совещаний говорил губернатор Иван Белозерцев: психолог на родительском собрании взяла и выложила информацию о проблеме ребенка перед всеми. Как тут пойти и открыться? А если психолог – мамина-папина знакомая или чья-то родственница – тем более подумаешь.

Нет, психологи нужны и их число должно быть адекватно количеству учащихся: они проводят диагностику, разбираются в отношениях в коллективе. Это очень сложная работа, если относиться к ней со всей ответственностью, она забирает массу душевных сил.

Но даже самый хороший и грамотный психолог не спасет, если ребенок придет в семью и там его встретит равнодушие и холодность из серии «Я тебя кормлю, одеваю, а дальше иди как-нибудь сам». Поэтому начинать надо с себя, говорить с детьми, по-настоящему, а не для проформы.

А что делать, если родителей не исправить, к школьному психологу идти страшно (вдруг кто узнает и засмеет?), к частному специалисту не обратишься (как минимум, ему надо будет заплатить) - какой же выход? Может быть, стоит выкроить в программе школ и колледжей время для занятий по психологии? Говорить там о важных для подростках вещах, о том, что выход есть из любой ситуации, смотреть фильмы и разбирать проблемы на примере героев – каждому отзовется свое. Даже если он в этом не признается, ребенок сможет увидеть ситуацию со стороны и, возможно, найти выход. К таким занятиям психологам надо будет дополнительно готовиться, быть наблюдательными и эмпатичными, но если хотя бы одна детская жизнь будет благодаря этому спасена, все не зря.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен