Мусорная реформа помимо очередной платежки, это еще и попытка собирать и перерабатывать мусор по-новому, более цивилизовано, и создать для этого инфраструктуру. В регионах России (кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) были разработаны схемы обращения с отходами и путем конкурсной процедуры отобраны региональные операторы.

Спустя девять месяцев после введения реформы компании, взявшиеся за переработку мусора в регионах, начали испытывать трудности. Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (далее НАКДИ) разработала индекс устойчивости регоператоров «ТКО_АЛАРМ». В большинстве регионов он «красный», то есть за границами такой устойчивости.

Первая среди проблем мусорной реформы – низкая собираемость платежей за мусор. Население изначально отнеслось к еще одной квитанции очень прохладно. Возможно, низкая оплачиваемость за вывоз мусора – тихий протест против реформы. В итоге собираемость платежей в большинстве регионов составляет от 20 до 90%. В среднем операторы собирают 60% от платежей за месяц. У компаний, которые занимаются вывозом мусора, образовались ощутимые кассовые разрывы. Свои деньги в работу они вкладывают, но из-за неплатежей она не отбивается. У некоторых кассовый разрыв составил более 50 миллионов рублей, из-за чего они приближаются к банкротству.

Кроме того, в регионах постоянно пересматривают тарифы на вывоз мусора. Часто в сторону уменьшения. Плюс представители бизнеса не торопятся заключать договоры на вывоз мусора. Здесь стоит оговориться, что большинству они особо и не нужны, если речь не идет о реальном производстве. Однако в Пензенской области уже зафиксировано множество случаев незаконного уничтожения мусора частными компаниями. К примеру, в городе Кузнецке Пензенской области мебельные компании постоянно жгут отходы, которые остаются от производства. Это вредит не только природе, но и здоровью людей, живущих неподалеку.

Пензенская область не вошла в число регионов с самой низкой собираемостью платы за мусор. Пока. Данные мониторят и обновляют ежемесячно.

Из-за всех перечисленных проблем мусорная реформа близка к провалу. Хотя в этом утверждении и есть доля лукавства. Большинство игроков рынка понимают, что их инвестиции долгосрочные, и сразу отбиться не смогут. Если обобщить все вышесказанное, то можно прийти к выводу, что пока правила игры на мусорном рынке не сформировались. Многие процессы, несмотря на принятые схемы обращения отходов, происходят стихийно. Компаниям приходится заходить в регионы с отсутствующей инфраструктурой. А также закупать технику и нанимать персонал, если это игрок из другого региона.

С другой стороны, обанкротившихся регоператоров сменят новые, а рынок будет заметно меняться. Такие прогнозы делают в НАКДИ. Как известно мусорного оператора выбирают на определенный срок. А потом его заменят на нового.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен