То, как важен баланс между размером вложений и их целесообразностью, можно увидеть на примере соседнего региона. В Саратовской области совсем недавно завершили реконструкцию аэропорта. Вместо старого «Центрального» для пассажиров открылся новый – «Гагарин». Здание получилось красивым и современным. У руководства региона были большие амбиции относительно дальнейшего использования воздушной гавани:

«Наша задача сегодня, построив самый современный аэропорт в РФ и не только в РФ, мы должны вернуть всех пассажиров сюда и прирасти ближайшими территориями - Пенза, северная часть Волгоградской области, Удмуртия, Уральск, с кем мы уже переговоры ведем... Мы должны загрузить наш аэропорт: миллион или полтора миллиона пассажиров в год», - заявил губернатор Саратовской области Валерий Радаев.

Однако уже сейчас очевидно, что амбициозным планам саратовского губернатора не удалось сбыться. Современный аэровокзал дорого обошелся соседям – с 27 октября авиакомпании «Аэрофлот» и S7 Airlines прекратят продажу билетов в обновленном саратовском аэропорте «Гагарин». Компания «Аэрофлот» сообщение с городом сохранит, но количество рейсов сократит с шести до двух в день.

Причина, по которой перевозчики отказываются совершать рейсы в Саратов, в высокой стоимости обслуживания рейсов. После открытия обновленного аэровокзала оказалось, что она выросла в несколько раз. К примеру, сбор за взлет-посадку одного рейса вырос в три раза – до 1010 рублей. За обслуживание одного пассажира придется заплатить владельцам «Гагарина» 415 рублей. Хотя в старом аэропорте Саратова это стоило бы авиаперевозчику 82 рубля.

Компания S7, которая полностью отказалась работать в саратовском аэропорте, привела в пример расчет по что разворотному рейсу на А319 в Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Екатеринбурге. Который в упомянутых городах стоит 100-135 тысяч рублей, а в Саратове 280-300 тысяч. Разница очевидна.

Рост цен на обслуживание для перевозчиков, логичным образом привел к росту тарифов на билеты для пассажиров. При этом, компания «Аэропорты регионов», которая выступила инвестором в проекте строительства нового саратовского аэропорта, а теперь управляет им, заявила, что снижать тарифы не намерена. Руководитель компании-инвестора Евгений Чудновский считает, что ситуация выровняется, когда авиаперевозчики перейдут с региональных на среднемагистральные самолеты. Тогда увеличится пассажиропоток и, соответственно, прибыль.

Но, когда это произойдет, инвестор не уточнил. Пока условия компании «Аэропорты регионов» устраивают только авиаперевозчика «Победа». Который планирует продавать билеты по новым тарифам. В общем, аэропорт получился очень красивым, современным. И непомерно дорогим, особенно для российской провинции.

Так что пока придется саратовскому губернатору Валерию Радаеву забыть об амбициозных планах «прирасти соседними территориями». А для Пензы взять с соседей пример и научиться на их ошибках.

И если «Аэропорты регионов» объясняют рост тарифов «неправильными самолетами», то у перевозчиков другое мнение. В компании S7, которая в Саратов больше не летает, считают, что проблема в том, что на рынке авиаперевозок нет «механизма согласования инвестиционных проектов по строительству новых аэропортов и терминалов». Из-за этого инвесторы тратят слишком много денег на реконструкцию и строительство провинциальных аэровокзалов. А потом регион оказывается у них в заложниках – деньги вложены, и их необходимо отбивать. Большие инвестиции приходится возвращать за счет роста тарифов.

Инвестором реконструкции пензенского аэропорта выступит другая компания – «Новапорт». У властей региона также есть амбиции за счет реконструкции увеличить пассажиропоток в 3-4 раза. Однако, не стоит забывать про опыт Саратова и учиться на ошибках соседей. Очень важно просчитать размер вложений таким образом, чтобы проект оказался прибыльным. И чтобы не спровоцировать рост цен на авиабилеты.

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен