8 октября 2026 Важно
173

В Пензенской области хотят увеличить налог при продаже недооцененной недвижимости

Если депутаты поддержат инициативу, закон вступит в силу с 1 января 2027 года.


Фото: архив ПензаСМИ.

В Пензенской области предлагают поднять понижающий коэффициент при налогообложении доходов от продажи недвижимости с 0,7 до 1. Если закон примут, тем, кто укажет в договоре заниженную цену, придется платить НДФЛ практически от полной кадастровой стоимости объекта.

Соответствующий законопроект внесен на рассмотрение Законодательного Собрания и будет представлен депутатам на очередной сорок первой сессии седьмого созыва 16 октября 2026 года.

В чем суть изменений. Сегодня по Налоговому кодексу РФ, если гражданин продает квартиру, дом или землю (во владении менее 5 лет) дешевле 70% от кадастровой стоимости, налог считается не от суммы договора, а от кадастровой стоимости, умноженной на коэффициент 0,7. Регионам дано право самостоятельно устанавливать этот коэффициент – вплоть до 1. Пензенские власти предлагают воспользоваться этим правом на максимум.

Иными словами, если продавец укажет в договоре сумму ниже рыночной, налоговая база для него больше не будет уменьшаться на 30%. НДФЛ будет рассчитываться исходя из полной кадастровой стоимости объекта.

Как подчеркивается в пояснительной записке, мера затронет ограниченное количество налогоплательщиков. Только тех, кто продает недвижимость по цене ниже 70% от кадастровой. Это, по мнению авторов инициативы, позволит установить адекватную налоговую нагрузку при занижении стоимости объектов и будет способствовать увеличению доходов бюджета Пензенской области.

По данным Управления ФНС по региону, в 2025 году при продаже 1553 объектов сумма НДФЛ с применением коэффициента 0,7 составила 272,4 млн рублей. Если бы применялся коэффициент 1, количество объектов могло возрасти до 2423, а расчетная сумма налога – до 453,3 млн рублей. Таким образом, речь идет о потенциальном дополнительном доходе казны почти в 180 млн рублей.

Если депутаты поддержат инициативу, закон вступит в силу с 1 января 2027 года.