В Пензе торговые центры могут стать пунктами примерки и выдачи товаров
Это связано с развитием интернет-торговли.
Фото: архив ПензаСМИ.
Розничная торговля в Пензенской области уверенно переходит в цифровое пространство. Данные Пензастата за апрель 2025 года свидетельствуют: тенденция к росту онлайн-покупок среди жителей региона не только сохраняется, но и набирает силу.
Динамика первых четырех месяцев года показывает последовательное ускорение. В январе-феврале оборот интернет-торговли крупных и средних предприятий достиг 1,5 млрд рублей, что на 15,7% больше, чем год назад. К концу марта объем продаж вырос до 2,3 млрд рублей, а прирост составил 15,9%. Апрель окончательно подтвердил тренд: за четыре месяца суммарный объем достиг 3,1 млрд рублей, а темп роста ускорился до 16,5%.
Укрепляются и позиции онлайн-канала в общей структуре розницы. Если в первом квартале 2025 года доля интернет-продаж составила 5,2% против 4,6% годом ранее, то по итогам января-апреля она стабилизировалась на отметке 5%. Небольшое снижение доли в апреле может быть связано с сезонной активностью в обычной торговле, но общее влияние онлайн-продаж продолжает расти.
Пензенская область, показывая стабильный двузначный рост, следует общероссийскому тренду, хотя и отстает от средних показателей по стране. Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в целом по России объем онлайн-продаж в первом квартале вырос на 36%, достигнув 2,6 трлн рублей, а их доля в рознице поднялась до 18,3%. Поскольку регионы генерируют более 76% всех онлайн-продаж, потенциал для роста в Пензенской области остается значительным.
Становится ли интернет-торговля угрозой для обычных магазинов? Своим мнение с РИА «ПензаСМИ» поделился заместитель директора Института экономики и управления ПГУ, кандидат экономических наук Антон Аверин.
«Маркетплейсы действительно меняют рынок. Онлайн-торговля будет набирать обороты благодаря удобству, доступности и экономии времени», — считает он.
Главными преимуществами онлайн-формата Аверин назвал широкий выбор, конкурентные цены и возможность покупать без лишних движений.
«Перед традиционными магазинами стоит серьезный вызов. Чтобы конкурировать, многим приходится создавать гибридные форматы, сочетающие офлайн- и онлайн-продажи. Это неизбежный процесс», — отмечает эксперт.

Эксперт также указал на особенность онлайн-формата: «Сотрудник пункта выдачи заказов не является продавцом-консультантом. Иногда это вызывает сложности, если покупателю нужна дополнительная информация. Но система постепенно адаптируется к этим запросам».
По прогнозам Аверина, в ближайшие пять лет крупные торговые центры могут трансформироваться в более компактные форматы, например, в пункты примерки и выдачи товаров.
«Россия — в числе лидеров по распространению онлайн-торговли. Этот тренд будет усиливаться, поскольку время — главный ресурс современного человека», — заключил экономист.