Судебные приставы быстрого реагирования
В день, когда сотрудники ФССП отмечают свой профессиональный праздник, РИА «ПензаСМИ» рассказывает об особом подразделении этой службы.
Так уж сложилось, что судебные приставы - по большей части женщины. На долю их выпадает работа очень непростая - хотя бы потому, что в большинстве случаев им не рады. И дело не только в том, что приходится выслушивать массу обидных слов. Порой брань превращается в реальную угрозу, и тогда вступают в дело они — судебные приставы группы быстрого реагирования, крепкие немногословные мужчины, всегда готовые к действию, но умеющие терпеливо выжидать.
«Главное наше оружие - терпение и корректность, а в случае чего - физическая сила, - говорит Владислав Панкрашин, юрист первого класса, судебный пристав по ОУПДС группы быстрого реагирования. – Причем, когда мы ведем речь о применении силы, то это чаще всего и прежде всего - просто оттеснить, придержать, остановить».
По закону судебный пристав-исполнитель не может выехать на место без сопровождения хотя бы одного такого защитника. Чаще их бывает несколько, и каждый знает свою задачу. Главная из них - охранять пристава, постоянно находиться рядом, не позволить напасть или вырвать из рук документы. Приходится быть готовым ко всему, потому что реакция и поступки людей, к которым пришли гости из УФССП, часто непредсказуема. Даже дело о копеечном долге может обернуться неадекватной реакцией.
«Если что-то выходит из-под контроля, возникает реальная угроза, то мы выходим на первый план, и пристав должен слушаться наших команд. Для нас главное не усугубить ситуацию и вывести сотрудниц из-под удара, пока ничего не случилось», - объясняет Панкрашин. Далеко не всегда можно знать, что в реальности ждет за дверью: был случай, когда 70-летний пенсионер вдруг извлек газовый пистолет и выстрелил в пристава группы быстрого реагирования. Тот лишь чудом не остался без глаза, но ожог на лице напоминает о том, какими сюрпризами может быть чревато выполнение очередного задания.
Впрочем, по адресу бойцы ГБР выезжают не с голыми руками: огнестрельное оружие, баллончик с газом, электрошокер, дубинка, наручники. Последние оказываются самым часто применяемым спецсредством, причем надеть их не так просто, как это часто может показаться благодаря фильмам.
Как уже было сказано, всего не предугадать, однако ко многому можно приготовиться. Поэтому приставы группы по возможности заранее изучают поставленную задачу, выезжают на место, обследуют прилегающую территорию. Отдельные факторы - наличие охраны и собак. Четвероногий сторож, к слову сказать, однажды вынудил пристава достать пистолет, но, по счастью, вовремя сам решил ретироваться, испугавшись скопления народа. Слава богу, стрелять ни разу не пришлось - так говорят сами приставы. Даже до предупредительных выстрелов в воздух дело не доходило.
Однако само по себе оружие плюс прочая экипировка становятся сдерживающим фактором, а появление столь внушительно выглядящих мужчин частенько успокаивает излишне ретиво настроенных граждан. Так было, например, в Каменке, где проходил судебный процесс в отношении преступной группы из девяти человек. Несколько подсудимых находились не на скамье, а в зале, и вели себя вызывающе. Но когда приехала группа быстрого реагирования из Пензы, никакого волнения уже не наблюдалось. Впрочем, бывает и иначе.
«Нам вообще довольно часто приходится выезжать в районы, когда на месте нет возможности справиться своими силами, - рассказывает Денис Рамазанов, референт государственной гражданской службы первого класса. - Так было, например, в Иссе, где приставы должны были арестовать автомобиль, но им оказали сопротивление. Когда мы прибыли, то увидели группу крепких мужчин, настроенных очень решительно. Не обошлось без применения силы, на некоторых пришлось надеть наручники».
Работа сотрудников специализированного отдела — не только выезды по адресам вместе с судебными приставами-исполнителями. Это и уже упомянутое ранее обеспечение безопасности участников судебных процессов, и, кстати, доставка их в суд. И вот тут бывают парадоксальные случаи, когда иной раз приходится применять силу не к подсудимому, а к потерпевшему, если он злостно уклоняется от явки в суд по повестке, а на появление пристава реагирует неадекватно.
Кроме того, в случаях, когда по решению суда необходимо препроводить до пункта пропуска через границу РФ иностранных граждан, нарушивших правила пребывания в стране, выполнение задачи растягивается: такого рода гостей следует проводить в наручниках от двери специального учреждения до самолета. Тогда командировка занимает больше суток. Кстати, такого рода особенности работы - одна из причин, почему в группе одни лишь мужчины: слишком много времени приходится проводить вместе, хоть не в обиде, но в тесноте. Впрочем, как говорит Владислав Панкрашин, как таковых гендерных ограничений нет, и в недавнем прошлом в числе приставов ГБР была женщина: «Мастер спорта, прекрасная физическая подготовка, запросто могла потягаться с многими мужиками и все задачи выполняла четко. Мы готовы к тому, что дамы могут появиться среди нас».
Спорт для сотрудников группы быстрого реагирования - жизненная и служебная необходимость. Два-три раза в неделю - спортзал с силовыми тренировками, каждые полгода - комплексный экзамен, который включает в себя борьбу, рукопашный бой, бег и стрельбу. Правда, одного лишь этого недостаточно.
«С улицы к нам не приходят, - говорит Денис Рамазанов. - Требуется поработать в службе приставов, иметь соответствующую юридическую подготовку, но особенно - психологическую, чтобы быть готовым к любой ситуации. Потому что мы свою задачу обязаны выполнить всегда».
«За почти двадцать лет, что существует наша группа быстрого реагирования, мы с каждой поставленной задачей справлялись, - добавляет Владислав Панкрашин. - Промашек не было. А самое главное – не было необходимости применять оружие».
Редакция РИА «ПензаСМИ» поздравляет всех сотрудников регионального управления УФССП с профессиональным праздником! Желаем спокойной и продуктивной работы на благо всех законопослушных граждан!